Ключевыми вопросами круглого стола «Ценности и молодежь» в Томском государственном университете стали сохранение традиционных ценностей и их оценка современной молодежью. Студенты и ученые представили доклады с результатами своих исследований и обсудили варианты решений. Участники дискуссии отметили, что ценности семьи и патриотизма остаются у молодежи в приоритете. Круглый стол был организован в рамках IV Международного конгресса «Эпоха двух интеллектов: социогуманитарные решения».
IV Международный конгресс «Эпоха двух интеллектов: социогуманитарные решения» прошел в ТГУ 9–10 октября. Его цель – поиск решений для развития социогуманитарного знания. Мероприятие организовано при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030». Подробнее о конгрессе и его программе читайте здесь.
Круглый стол «Ценности и молодежь» был посвящен глобальной и актуальной теме современных ценностей молодежи: как их анализировать и изучать, какие методы и подходы существуют, как можно работать с ценностями в молодежной среде, грамотно организовывать воспитательную деятельность.
– Одна из приоритетных национальных целей развития России – формирование гармонично развитой, патриотичной и социально-ответственной личности. Об этом не раз говорил президент нашей страны. В этой сфере есть ряд проблемных ситуаций, которые нельзя решить без ценностной работы, и вопрос заключается в том, как сохранять и развивать важные ценностные установки, – рассказывает заведующий кафедрой социологии философского факультета Томского государственного университета, руководитель Мастерской молодежной политики ТГУ Виталий Кашпур.
Одной из тем обсуждения на круглом столе стала медиасфера. Участники отметили, что для современной молодежи соцсети и онлайн-пространства становятся ценностно-формирующим пространством.
– Ценности сегодня усваиваются не через прямую дидактику, а через механизмы имплицитного социального научения: через парасоциальное взаимодействие с лидерами мнений, подражание их стилю жизни, через эмоционально-привлекательные, но часто поверхностные образы, подаваемые в формате «инфотейнмента», – отметила младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ Валерия Нестеренко. – В этих условиях перед нами как исследователями стоит острейший методологический вызов: как изучать процесс формирования ценностей, если его ключевые механизмы ушли в область неявного, эмоционального и бессознательного?
По мнению ученых, базовыми ценностями остаются семья, межличностные отношения, самореализация, милосердие. В то же время коллективизм постепенно смещается к индивидуализму, а ценности созидательного труда и религии теряют актуальность.
– Конечно, самая существенная проблема остается в области демографии. Мы видим доминирование индивидуалистских и материалистических ценностей, которые создают ключевую угрозу для института семьи. Зачем мне дети, зачем мне кто-то, буду жить для себя, для получения новых удовольствий и ощущений. Мы пытаемся понять, что может удержать такую систему координат, в которой живут люди, чтобы человек жил не только для личного удовольствия и потребления, а еще для чего-то важного, – добавил Виталий Кашпур.
Справка: Актуализировать форматы работы с молодежью и усилить воспитательную деятельность в университетах призвана пилотная программа магистратуры «Организация работы с молодежью», разработанная в Минобрнауки России совместно с Федеральным агентством по делам молодежи на базе Томского государственного университета. На программе обучаются 25 человек — проректоры по молодежной политике и воспитательной деятельности, начальники профильных управлений и заместители директоров филиалов вузов из разных регионов страны. Пятый очный модуль этой программы прошел недавно в Нижнем Новгороде. Итоговый шестой модуль пройдет в ТГУ в декабре.