Top.Mail.Ru

Ученые ТГУ: приоритетными ценностями у молодежи остаются семья и патриотизм

Ключевыми вопросами круглого стола «Ценности и молодежь» в Томском государственном университете стали сохранение традиционных ценностей и их оценка современной молодежью. Студенты и ученые представили доклады с результатами своих исследований и обсудили варианты решений. Участники дискуссии отметили, что ценности семьи и патриотизма остаются у молодежи в приоритете. Круглый стол был организован в рамках IV Международного конгресса «Эпоха двух интеллектов: социогуманитарные решения».

IV Международный конгресс «Эпоха двух интеллектов: социогуманитарные решения» прошел в ТГУ 9–10 октября. Его цель – поиск решений для развития социогуманитарного знания. Мероприятие организовано при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030». Подробнее о конгрессе и его программе читайте здесь.

Круглый стол «Ценности и молодежь» был посвящен глобальной и актуальной теме современных ценностей молодежи: как их анализировать и изучать, какие методы и подходы существуют, как можно работать с ценностями в молодежной среде, грамотно организовывать воспитательную деятельность.

– Одна из приоритетных национальных целей развития России – формирование гармонично развитой, патриотичной и социально-ответственной личности. Об этом не раз говорил президент нашей страны. В этой сфере есть ряд проблемных ситуаций, которые нельзя решить без ценностной работы, и вопрос заключается в том, как сохранять и развивать важные ценностные установки, – рассказывает заведующий кафедрой социологии философского факультета Томского государственного университета, руководитель Мастерской молодежной политики ТГУ Виталий Кашпур.

DSC_4380_В.Кашпур ФсФ ТГУ.jpg
Заведующий кафедрой социологии ФсФ ТГУ Виталий Кашпур

Одной из тем обсуждения на круглом столе стала медиасфера. Участники отметили, что для современной молодежи соцсети и онлайн-пространства становятся ценностно-формирующим пространством.

– Ценности сегодня усваиваются не через прямую дидактику, а через механизмы имплицитного социального научения: через парасоциальное взаимодействие с лидерами мнений, подражание их стилю жизни, через эмоционально-привлекательные, но часто поверхностные образы, подаваемые в формате «инфотейнмента», – отметила младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ Валерия Нестеренко. – В этих условиях перед нами как исследователями стоит острейший методологический вызов: как изучать процесс формирования ценностей, если его ключевые механизмы ушли в область неявного, эмоционального и бессознательного?

По мнению ученых, базовыми ценностями остаются семья, межличностные отношения, самореализация, милосердие. В то же время коллективизм постепенно смещается к индивидуализму, а ценности созидательного труда и религии теряют актуальность.

– Конечно, самая существенная проблема остается в области демографии. Мы видим доминирование индивидуалистских и материалистических ценностей, которые создают ключевую угрозу для института семьи. Зачем мне дети, зачем мне кто-то, буду жить для себя, для получения новых удовольствий и ощущений. Мы пытаемся понять, что может удержать такую систему координат, в которой живут люди, чтобы человек жил не только для личного удовольствия и потребления, а еще для чего-то важного, – добавил Виталий Кашпур.

Справка: Актуализировать форматы работы с молодежью и усилить воспитательную деятельность в университетах призвана пилотная программа магистратуры «Организация работы с молодежью», разработанная в Минобрнауки России совместно с Федеральным агентством по делам молодежи на базе Томского государственного университета. На программе обучаются 25 человек — проректоры по молодежной политике и воспитательной деятельности, начальники профильных управлений и заместители директоров филиалов вузов из разных регионов страны. Пятый очный модуль этой программы прошел недавно в Нижнем Новгороде. Итоговый шестой модуль пройдет в ТГУ в декабре.