Молодые ученые Томского государственного университета Илья Демешкин и Юлия Калинникова получили золотые медали Российской академии наук за изучение стресса у киберспортсменов и разработку рекомендаций для его профилактики.
Конкурс на соискание медалей для молодых исследователей академия проводит ежегодно. Участвовать могут ученые в возрасте до 36 лет и студенты. Лучшими признаются работы, отличающиеся оригинальностью в постановке и решении научных задач. Помимо медалей, молодые ученые получают премию в размере 100 тысяч рублей, студенты – 50 тысяч рублей.
Сотрудник лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Илья Демешкин и доцент факультета физической культуры, кандидат медицинских наук Юлия Калинникова победили по направлению «Философия, социология, психология и право» с проектом «Профилактика стресса в тренировочном процессе киберспортсменов».
Заведующий лабораторией прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко уточняет, что это первая научная награда ТГУ по изучению киберспорта.
«В России не так много исследований, связанных с киберспортом, который, напомню, в РФ официально признан видом спорта и включен в соответствующий реестр. Между тем киберспортсменам, как и их коллегам в других спортивных дисциплинах, нужны рекомендации для тренировок и восстановления после соревнований. Молодые ученые ТГУ взялись за устранение этого пробела и провели исследование», – рассказывает Вячеслав Гойко.
Как проходило исследование
Ученые сформулировали свою идею в 2022 году. Ее поддержал Университетский консорциум исследователей больших данных в рамках своего проекта «Н.А.У.К.А». Этот проект объединил десятки российских вузов, развивающих киберспорт: эксперты консорциума помогали университетам организовывать турниры, открывать киберклассы и проводить исследования.
Ученые ТГУ набрали две группы участников – киберспортсменов и обычных студентов. После этого они замерили различные показатели организма каждого добровольца в несколько этапов: в то время, когда он играет, в период после соревнований у киберспортсменов и во время сессии у студентов.
У кого стресс больше
Выяснилось, что во время игры стрессоустойчивость киберспортсменов на порядок выше по сравнению с другими участниками эксперимента. Но в постсоревновательный период они подвергаются сильнейшему стрессу и нуждаются в восстановлении.
«Мы разработали методики для восстановления организма, предложили их нашим киберспортсменам-добровольцам. Ребята занимались по конкретному графику тренировок, соблюдали распорядок дня, отдыхали. Итоговые замеры показали, что добровольцы действительно восстановились, показатели работы организма стабилизировались», – рассказывает Илья Демешкин.
По его словам, некоторые характеристики даже улучшились, например, скорость реакций: «А для киберспортсмена скорость реакции – это один из наиболее важных показателей, потому что в игре зачастую многое может измениться даже за миллисекунду».
В настоящее время авторы исследования готовят рекомендации для профессионалов индустрии киберспорта, где будут прописаны режим дня, занятия другими видами спорта, методы укрепления физических и психофизиологических характеристик организма и так далее.
По данным различных исследований, компьютерными играми увлекается примерно половина населения планеты – около 3,7 миллиарда человек. Из них 10% – порядка 300 миллионов человек – это киберспортсмены.
Добавим, что исследование ученых ТГУ выполнено в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Текст: РИА Томск. Фото предоставил Илья Демешкин