Использование генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в учебном процессе может снижать реальный уровень креативности студентов, создавая у них при этом иллюзию собственной творческой продуктивности. К такому выводу пришли исследователи из Томского государственного университета по итогам эксперимента, в котором изучалось влияние инструментов на основе больших языковых моделей (LLM) на развитие навыков креативности. Результаты исследования опубликованы в «Сибирском психологическом журнале».
Эксперимент провели в рамках проекта «Отношение преподавателей и студентов к использованию ИИ в образовании: возможности и ограничения», поддержанного программой развития ТГУ (федеральный проект «Приоритет 2030»).
Ранее студентов и преподавателей вуза опрашивали о применении ИИ для решения творческих заданий. Большинство опрошенных высказались против использования нейросетей для этих целей, так как это может негативно сказаться на развитии творческих способностей человека.
— В последнее время мы повсеместно видим, что студенты используют различные инструменты на базе ГИИ, например, СhatGPT, GigaChat и другие. Образовательное сообщество задается вопросом, как эти технологии влияют на компетенции студентов. Чтобы понять это, мы затеяли наше исследование, — комментирует заведующая лабораторией непрерывного образования Института дистанционного образования ТГУ Арина Иванова. — Среди всех компетенций мы выбрали именно креативность, потому что ее считают одной из ключевых для продуктивности личности в современном мире. Кроме того, способность к творческой деятельности — это то, что по устоявшемуся мнению долгое время отличало человека от машины в условиях стремительного технологического развития.
В эксперименте участвовали 60 первокурсников философского факультета ТГУ: их разделили на две группы и попросили в течение четырех недель выполнять различные задания, требующие творческого подхода. Первая группа использовала ИИ-инструменты, вторая работала без нейросетей. В конце эксперимента специалисты сравнили объективные и субъективные показатели креативности.
— Важно отметить, что первая группа не списывала решения у нейросетей, у них не было задачи делать «копипаст», но они придумывали свои ответы на «подсказках» LLM. Результаты показали, что студенты, использовавшие нейросети, продемонстрировали статистически более низкие показатели креативности по всем критериям — оригинальности, новизне и количеству идей. Однако субъективно они оценили себя как более креативных. Это, можно сказать, эффект плацебо: технология создает у студентов ощущение роста эффективности, хотя реальные показатели ухудшаются, — рассказывает Арина Иванова.
По мнению исследователей, подобные выводы важны для корректной интеграции искусственного интеллекта в образование. Полученные данные помогут выстроить методики, позволяющие использовать ГИИ без потери ключевых когнитивных навыков.
— Если мы видим, что в процессе использования нейросетей возникает эффект поднятия самооценки у студентов, но при этом снижается объективная креативность, то мы можем выстроить включение LLM в образовательный процесс таким образом, чтобы нейросети нивелировали риски, связанные с деградацией творческого воображения, но при этом могли поддержать самооценку. Искусственный интеллект не должен подменять человеческое мышление, а должен его усиливать. Важно понимать, на каком этапе обучения его применение действительно помогает, а где может привести к снижению самостоятельности и творческой активности, — отмечает Арина Иванова.
Она добавила, что грамотная интеграция нейросетей в образовательный процесс может стать инструментом развития, если использовать их для расширения горизонтов поиска идей и преодоления творческих блоков — но только после того, как студент исчерпает собственные интеллектуальные ресурсы.
Ссылка на статью: Влияние больших языковых моделей LLM (ChatGPT) на креативность студентов / В.И. Кабрин, Э.В. Галажинский, А.В. Фещенко, В.В. Мацута [и др.] // Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. С. 26‒45. DOI: 10.17223/17267080/96/2