Top.Mail.Ru

Как готовить специалистов для будущего, когда мир меняется очень быстро?

Томский государственный университет провел международный форум «Преобразование образования», на котором более 600 представителей вузов и промпартнеров обсуждали изменения системы образования страны, необходимые для достижения задач технологического лидерства. Томский государственный университет с 2023 года ведет работу над трансформацией высшего образования в рамках пилотного проекта по заданию Минобрнауки РФ; в будущем на новую систему перейдут все университеты страны. Предложения, выработанные участниками форума, будут представлены на окружном совещании ректоров университетов Сибирского федерального округа, которое пройдет в начале декабря в ТГУ с участием главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова. 

IV Международный форум «Преобразование образования» уже четвёртый год становится точкой сборки смыслов; местом, где обсуждаются и формируются контуры будущего российского образования. ТГУ является разработчиком новой системы высшего образования совместно с НИТУ «МИСИС», МАИ, БФУ им. И. Канта, МПГУ и Санкт-Петербургским горным университетом.

Участники IV форума обсуждали логику трансформации системы высшего образования, расставляли приоритеты в новой модели: в частности, как сделать программы для подготовки российских специалистов более гибкими, индивидуализированными, ориентированными на практику, обеспечивающими развитие компетенций, которые будут востребованы через десятилетия.

Спикерами экспертной сессии выступили ректор ТГУ Эдуард Галажинский; ответственный секретарь Комиссии по научно-технологическому развитию РФ, заместитель руководителя Секретариата заместителя председателя правительства РФ Антоний Швиндт; директор Университета Банка России Андрей Афонин; директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев; главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН Сергей Смирнов.

Эксперты отметили, что сегодня трансформация – это не выбор, а необходимость. Мир меняется с головокружительной скоростью, и система образования должна отвечать на эти вызовы, чтобы оставаться актуальной и эффективной. Бурное развитие технологий, появление новых профессий и отраслей – всё это требует от университетов не просто адаптации, а глубокой, системной перестройки.

– Государство очень чётко артикулирует, что сегодня нашей задачей является не только технологический суверенитет, а технологическое лидерство. Все ресурсы сконцентрированы вокруг решения этой задачи. То есть это разработка технологий мирового класса, которые конкурентоспособны, опережают зарубежные, – сказал ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Встаёт вопрос: как готовить таких специалистов, что изменить в системе? Поэтому к новой модели образования и «длинному» взгляду по поводу профессиональных компетенций человека будущего добавляется среднесрочный, совершенно чёткий заказ государства, на который мы должны отвечать уже сегодня.

DSC_7240.JPG
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Существует целый ряд объективных трудностей, которые нужно преодолеть. Одна из них заключается в том, что очень сложно разработать квалификационную рамку, которая необходима для подготовки современных специалистов. К тому времени, когда она появляется, возникают новые технологии и новые запросы со стороны работодателя. В качестве примера участники привели атомную энергетику и проект «Прорыв», для которого требуются тысячи специалистов, профессиональные требования к которым полностью ещё не сформулированы.

Директор Университета Банка России Андрей Афонин отметил, что согласно требованиям времени ключевые навыки должны оперативно эволюционировать. Если в 2025 году от специалиста требуется наличие навыков взаимодействия с ИИ (использовать ИИ-инструменты, интерпретировать их выводы), то в 2030 году будет необходимо полноценно владеть этими технологиями – уметь интегрировать ИИ в бизнес-стратегии, управлять ИИ-проектами и их жизненным циклом. Главный мега-вызов 2025 года – это не скорость развития технологий, а способность человека управлять ими, обеспечивая безопасность, этичность и устойчивость.

При этом успехи в овладении ИИ, который ускоряет создание новые продуктов и технологий, есть далеко не у всех вузов России. Так, в своем выступлении Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, который совместно с ТГУ проводит исследование качества высшего образования, рассказал, что почти 40% университетов России не вовлечены в повестку ИИ. Только около 20 университетов занимают проактивную позицию, остальные находятся в стадии обсуждения. Среди лидеров, в основном, вузы, участвующие в федеральной программе «Приоритет 2030».

DSC_7429.JPG
Директор Университета Банка России Андрей Афонин

Отдельного внимания при разработке новой системы образования требует работа с ценностным компонентом молодежи. Формирование нового поколения техлидеров – задача комплексная, которая включает не только освоение новых технологий, но и глубокую работу над мировоззрением, этикой и гражданской позицией студентов.

Ответственный секретарь Комиссии по научно-технологическому развитию РФ, заместитель руководителя Секретариата заместителя председателя правительства РФ Антоний Швиндт в своем выступлении отметил, что среди задач, которые ставит правительство, наряду с вышеперечисленными целями, – обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех категорий обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, обеспечение адаптивности и междисциплинарности системы образования, предусматривающей оперативное обновление содержания и результатов образования на всех уровнях.

DSC_7233.JPG
Участники экспертной панельной дискуссии форума «Преобразование образования»

В 2026 году планируется расширение пула участников пилотного проекта. Дискуссии, которые проходили в рамках экспертной сессии, круглых столов и других мероприятий форума «Преобразование образования», важны для выработки экспертного взгляда и консенсуса между университетами. Участники форума обсуждали логику трансформации системы высшего образования, расставляли приоритеты в новой модели.