Томский государственный университет стал одним из ключевых участников международного форума-выставки «Учебная Сибирь – 2025», проходившего в конце октября в Новосибирске. На форуме ТГУ познакомил участников с лучшими практиками Института дистанционного образования — по цифровой трансформации обучения и развитию преподавания русского языка как иностранного. Также был представлен образовательный проект университетского детского сада № 49, связанный с патриотическим воспитанием и декоративно-прикладным искусством. Разработки ТГУ получили пять наград форума.
Как цифровые инструменты ТГУ работают на практике
Институт дистанционного образования ТГУ представил на форуме свои разработки в сфере цифрового образования. Команда вуза познакомила педагогов, школьников и представителей органов образования с цифровыми решениями, онлайн-курсами и возможностями обучения в ТГУ.
Начальник отдела методического сопровождения электронного обучения ИДО ТГУ Кристина Яковлева отметила, что форум стал не только площадкой для презентации проектов, но и важным пространством профессионального общения.
— Форум действительно масштабный — в конкурсе участвовало свыше пятисот проектов. Это место, где встречаются разработчики, педагоги и управленцы, чтобы делиться опытом. Для нас участие — это возможность показать, как цифровые инструменты ТГУ работают на практике, и услышать отклик коллег из других регионов. Такие встречи всегда дают новые идеи и точки роста, — подчеркивает Кристина Яковлева.
По итогам выставки разработки ИДО ТГУ получили несколько наград. Так, золотой медалью отмечен проект «На русском». Проект победил в номинации «Образование цифрового века». Платформа помогает иностранным гражданам, мигрантам и их семьям изучать русский язык, осваивать культуру и адаптироваться к жизни в России. Разработка стала частью экосистемы цифровых решений ТГУ в области русского языка как иностранного и объединяет лингвистические, методические и технологические подходы.
— Для нас эта награда особенно важна — она подтверждает, что цифровые технологии могут быть не просто инструментом, а средой, в которой рождается интерес к русскому языку и культуре. Мы стремимся сделать изучение языка доступным и современным, а проект «На русском» показывает, как гуманитарное содержание и технологическая форма дополняют друг друга, – говорит Дарья Маслова, директор Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ.
Серебряную медаль в номинации «Современные стратегии и технологии управления образовательной организацией XXI века» получил проект Flow-Migrant + Odin — это цифровая экосистема для обучения и проведения экзаменов по русскому языку как иностранному. Проект обеспечивает прозрачность, удобство и безопасность тестирования, объединяя весь процесс — от подготовки до итоговой оценки — в единой системе.
— Полученное признание мотивирует нас двигаться дальше. Наша цель — превратить успешный проект в отраслевой стандарт, обеспечивающий прозрачность и удобство на всех этапах, который сможет использоваться большинством организаций, принимающих экзамены, – поясняет Игорь Евсеев, заместитель начальника отдела разработки и коммерциализации цифровых решений ЦТИС ТГУ.
По его словам, сейчас команда ЦТИС работает над двумя ключевыми направлениями развития экосистемы Flow-Migrant + Odin. Первое — интеграция с внешними сервисами, которая сделает цифровые процессы полностью «бесшовными» и избавит пользователей от необходимости переходить между разными системами. Второе — внедрение технологий удаленной проверки личности, что повысит безопасность и объективность тестирования.
Малую золотую медаль получила разработка «ИИ-оценщик» — система персонализированной автоматизированной обратной связи в образовании. Она признана лучшей в номинации «Современные механизмы развития дополнительного образования».
— Мы рады, что педагогическое сообщество высоко оценило ИИ-оценщик. Этот инструмент не заменяет преподавателя, а помогает ему: берет на себя рутинные задачи по проверке заданий и оставляет больше времени для работы со студентами. Мы всегда открыты к сотрудничеству и будем рады рассказать подробнее о возможностях системы и помочь образовательным организациям стать экспериментальными площадками ИИ-оценщика, — комментирует Кристина Яковлева.
Дипломом победителя отмечен проект LMS IDO — система управления обучением, созданная командой Института дистанционного образования. Проект был представлен в номинации «Управление образовательными системами на муниципальном уровне в условиях реализации стратегии развития российского образования до 2030 года».
— LMS IDO — наша базовая платформа, на которой строится цифровое обучение в университете. Ей уже более 15 лет, и за это время мы сделали ее удобнее, технологичнее, доступнее для преподавателей и студентов. Для нас диплом — знак того, что стабильное развитие и качество тоже заслуживают признания, – добавляет Кристина Яковлева.
Зачем Марья-искусница пришла в университетский детский сад
Малую золотую медаль также получил проект детского сада № 49 ТГУ «Детская интерактивная музейная комната для детей дошкольного возраста "Марья-искусница в Стране Мастеров"». Интерактивное пространство, организованное педагогическим составом детсада, знакомит детей с культурным кодом России и видами декоративно-прикладного искусства.
— Детская интерактивная музейная комната – инновационный проект, который мы уже пятый год внедряем в наш образовательный процесс, – рассказывает заведующая детским садов № 49 Лариса Руденок. – Это особое музейное пространство для детей, в котором создается атмосфера погружения в определенную тему через связь прошлого, настоящего и будущего. Это служит катализатором активного познавательного процесса, инкультурации и творчества ребенка.
По ее словам, в качестве объединяющего образа педагоги взяли Марью-искусницу, которая путешествует по стране в поисках мастеров. Каждый ребенок становится умельцем в вышивке, украшении одежды и посуды, росписи по дереву и ткани, пробует уникальные техники русской народной росписи и играет в развивающие игры.
— Музейная комната стала местом, где дети не только узнают о традициях и культуре разных народов, но и пробуют себя в роли мастеров. Проект помогает в развитии творческих способностей, фантазии и воображения, а также в формировании патриотизма и уважительного отношения к культурному наследию своей страны и других народов.
Справка: Международный форум-выставка «Учебная Сибирь – 2025» прошла с 23 по 25 октября в Новосибирске. В программу форума было также включено обсуждение практик университетов — участников пилотного проекта. Директор Института образования ТГУ Елена Суханова выступила модератором экспертной панельной дискуссии о ключевых направлениях реформирования системы высшего образования, результатах экспериментальной деятельности пилотных университетов, запросе индустрии на подготовку кадров, потенциале университетов СФО для перехода на новую модель высшего образования.