«У каждого есть большой потенциал внутри, и наша задача его раскрыть»

«У каждого есть большой потенциал внутри, и наша задача его раскрыть»

Тьюторская служба – понятие достаточно сложное. Само слово «тьютор» для российского образования новое и пока еще редкое, поэтому часто вызывает много вопросов. Столкнувшись с интересом к этой теме, Студенческий мультимедиацентр ТГУ решил запустить новую рубрику, в которой будет общаться с представителями студенческих объединений Томского государственного университета, знакомиться с их деятельностью и рассказывать о них читателям.

Начать рубрику решили с самых загадочных ребят, без которых было бы трудно представить современное образование – тьюторов. А раскрыть некоторые секреты Тьюторской службы ТГУ помогли ее руководитель Вадим Пак и сами тьюторы – Дарья Мамизерова и Карина Абдуллина.

на встрече с тьюторами ТГУ_1200.jpg
Тьюторская служба ТГУ

Фото: из группы в ВК Студенческого мультимедиацентра ТГУ

– Что такое Тьюторская служба ТГУ и зачем она нужна?

Карина Абдуллина: Мы помогаем ребятам в самоопределении, в поиске мотивации, структурировании планов. Университет – большая среда, и нам важно помочь студентам найти себя в ней, попробовать новое, реализовать свои желания. Мы люди именно сопровождающие, идущие где-то рядом. Можем помочь с поиском ресурсов, но не даем ответы, а стараемся навести человека на собственные мысли.

Дарья Мамизерова: Мы – люди, которые помогают построить свой индивидуальный образовательный маршрут, помогаем понять, кем ты хочешь стать, набрать дополнительные ресурсы, чтобы стать профессионалом в своей области. Здорово, когда каждый студент является автором своего образования, своей жизни: сам решает и сам строит.

– Чем отличается Психологическая помощь ТГУ от Тьюторской службы? Это ведь такая же помощь студентам?

Д.М.: Психолог – это человек, который работает с твоим сознанием, душой, психикой, травмами и так далее. Мы не психологи, у нас нет такого образования. Нам интересна с профессиональной точки зрения образовательная траектория студента. Мы сопровождаем человека в действиях: когда он пробует, делает – только тогда нам есть над чем работать.

– Психологи больше работают с прошлым, а мы работаем с потенциальным будущим. Какие действия студент может сделать для его создания?

Вадим Пак: Когда человек ничего не хочет делать, тьютор ничем не может ему помочь. Тьютор больше про деятельность человека – как он ее выстраивает и к чему хочет прийти. Нам, конечно, небезразлично, что человек переживает, но мы на этом не фокусируемся, это не является предметом нашей работы.

Вадим Пак ТГУ_1200.jpg
Вадим Пак, руководитель тьюторской службы ТГУ

Фото: из группы в ВК Студенческого мультимедиацентра ТГУ

– А что нужно, чтобы стать тьютором?

В.П. Важно сказать, что сегодня тьютор – это профессия, а не просто деятельность, как многие думают. Сейчас люди могут пойти в магистратуру по тьюторству и получить диплом.

Д.М.: Есть курсы, которые проводятся в университете в рамках повышения квалификации, есть курсы от наших коллег из профессионального сообщества. От истории, концепции базовых принципов и заканчивая конкретными техниками, кейсами, как работать.

К.А.: У тьюторов может быть разная база. Например, мы знаем, что у многих тьюторов из РАНХиГС и ТюмГУ психологическое образование. У нас в тьюторской службе почти у всех – образование в области управления персоналом. Но нас всех объединяет одно – все крутится вокруг человека. Возможно, это тоже призвание – уметь работать с людьми.

– Какими личностными качествами должен обладать тьютор?

Д.М.: Есть такие базовые моменты, как эмпатия, любовь к людям, заинтересованность в них, любопытство, открытость новому. Ты как следователь – пытаешься докопаться до сути: чего хочет человек? Это далеко не всегда лежит на поверхности. У тебя не должно быть стремления чему-то поучать. Ты должен уметь слушать человека, показать ему ситуацию со стороны, не приплетая сюда своего мнения. Есть такая метафора: «тьютор – это зеркало», то есть, ты в зеркало смотришь и видишь то, что ты хочешь увидеть.

В.П.: Я как-то придумал для себя качество, как я считаю, очень важное для тьютора – у тьютора должна присутствовать тотальная толерантность к другому. Нужно допускать, что человек может быть других взглядов, целей, ценностей, нежели ты. Еще очень важно, чтобы тьютор дал возможность человеку самому получить опыт. Даже если ты, как тьютор, заранее знаешь ответ, ты не имеешь права лишать человека собственного опыта.

– С какими запросами студенты могут обратиться к тьютору?

Д.М.: Когда записываешься к нам на тьюториал (это можно сделать в мудле), мы предлагаем заполнить заявку, в которой есть несколько тегов, например, про поиск себя, про понимание себя и своего места в вузе, про выбор будущей профессии. Кто-то выбирает «не там учусь» – есть такие ребята, которые поступили, но либо сами ошиблись с выбором, либо пошли на поводу у социальных мнений\ родителей\ учителей. Есть тьюториал про поиск ресурсов – когда ты уже знаешь, чего ты хочешь, но не знаешь, что тебе может помочь для достижения цели. Бывает студент, который много чего делает, как белка в колесе крутится, и просто в определенный момент теряется, его начинает разрывать, он не понимает, как расставить приоритеты и зачем он вообще это делает – это тьюториал «рефлексия». Иногда человеку просто нужно «внешнее» ухо, человек, с которым можно поговорить и который сможет тебя направить.

– Откуда тьютор берет ресурсы для работы со студентами? Есть ли какие-то практики, специальные общие методы?

В.П.: Логика тьюторского сопровождения всегда разворачивается изначально от запроса студента. Мы пытаемся понять, какой у него запрос, в какой он ситуации, что хочет сделать, потом обсуждаем с ним ресурсное поле, что ему доступно для реализации желаемого, планируем маршрут, пробу образовательную или профессиональную. Сопровождаем в процессе реализации этого плана, делаем рефлексию и обсуждаем, как этот опыт можно реализовать и куда можно употребить. Есть тройка базовых тьюторских инструментов: картирование, вопрошание, проба. В целом, мне кажется, что тьютор может использовать практически любые инструменты в своей работе, главное, чтобы они были адекватны конкретной ситуации, запросу и задаче, которую тьютор решает.

на встрече с тьюторами ТГУ 2_1200.jpg
Встреча тьюторов ТГУ со студентами

Фото: из группы в ВК Студенческого мультимедиацентра ТГУ

– Какие проекты вы реализовываете? Как они проходят, в чем их специфика?

Д.М.: Наши проекты работают на разные точки осознанности. У нас есть курс «Погружение в университетскую среду», через который проходят все первокурсники. Сам курс появился в 2020 году, когда началась пандемия и иногородние студенты не могли приехать и увидеть университет. Одним из решений было создание этого курса, чтобы дистанционно познакомить ребят с вузом. Пандемия закончилась, но эта история прижилась. Еще мы проводим групповые тьюториалы, на которых ищем свои цели или представляем будущее. Через марафон самоорганизации пытаемся подействовать на проблемы с тайм-менеджментом, организацией своей жизни. Кто-то не видит разных траекторий своего факультета, и наша задача уже через индивидуальные тьюториалы подсветить все разные пути, по которым можно продолжать развиваться. Есть часть работы с продвижением нас в социальных сетях, например, подкаст «ТьюторTalk», который мы снимаем уже несколько лет. В целом, у нас достаточно разноплановая работа.

К.А.: Мы проводим Киноклуб раз в две недели: смотрим фильмы, ставя перед собой вопросы и задачи, пропуская через себя ситуации, размышляя, каким еще мог бы быть финал. Тут применяется креативное мышление. Благодаря этому ты можешь лучше познакомиться с собой, задать себе те же вопросы, которые задавал главному герою.

– Бывают же дни, когда «ну вообще не в ресурсе»? Как вы выходите из такого состояние, что помогает взять себя в руки и пойти на встречу со студентом?

В.П.: У меня крайне редко бывают такие ситуации. У меня это главная ценность – помогать студенту идти по собственному пути. Именно из встречи со студентом берешь энергию, чтобы что-то сделать. Иногда есть волнение, когда надо идти к незнакомым людям, что-то им предлагать, вопросы обсуждать, но это точно не нежелание, а скорее, мандраж.

К.А.: Бывает такое, что сил эмоциональных нет, но тогда я просто стараюсь ограничить себя от излишней коммуникации. Когда к тебе приходит студент, вы позанимались, ты видишь его рост, движение, заинтересованность, результат – это не может не приносить удовольствие. Если ты помогаешь человеку раскрыться по-новому, видишь потенциал, с какими горящими глазами он уходит – это тоже очень сильно вдохновляет. В процессе тьюториала вы находитесь на таком эмоциональном взаимообмене: ты что-то даешь, тебе дают обратную связь. Ты чувствуешь, что благодаря таким частичкам меняешь что-то большее в мире самого человека, да и в мире в целом.

Д.М.: Если честно, пока я работаю со студентом, у меня энергии больше, чем на том же самом совещании. Еще у нас очень демократичная команда – мы, конечно, стараемся ровно распределять между собой все заявки с тьюториалом, если в них не указан определенный тьютор, но свои желания тоже высказываем и с пониманием относимся друг к другу. Мы очень любим студентов. Приятно быть теми людьми, с которыми студент может прийти поговорить и дальше оттолкнуться и начать что-то делать или найти какие-то ресурсы для своего развития. Мы считаем, что это важно.

– А с самими студентами бывают трудности?

Д.М.: Бывает, что ты сидишь и немного в ступоре от непонимания, куда вывести разговор. Но всегда все решаемо, главное – говорить со студентом откровенно. С командой мы можем проводить ревизии, где рассказываем друг другу интересные или трудные кейсы, вместе думаем, как можно помочь человеку.

В.П.: Бывает такое, когда студент приходит, а сам не двигается по тьюториалам, будто он приходит чисто поговорить. По сути тьюториалы – это лишь точка встречи, а дальше уже и планы, проекты, цели, рефлексии. Очень важно, что происходит именно между тьюториалами, что сам студент делает. И когда студент говорит, что он хочет, но на самом деле ты видишь, что движения никакого нет, хотя вы потратили столько времени и на разговоры, и на выстраивании планов, в таких ситуациях бывает тяжеловато.

– Какие планы на ближайшее будущее?

Д.М.: Мы гибкая структура и стараемся прислушиваться к студентам – они целевая аудитория, и если мы им не будем полезны, то тогда в чем смысл нашего существования? Сейчас мы проводим небольшое исследование, скажем так, своего потребителя. Проводим небольшие интервью со студентами, узнаем, что для них актуально, какие есть точки напряжения, трудности и думаем, как мы можем им помочь, на что сделать акцент. Пока у нас нет готового проекта, мы исследуем, участвуем в коллаборациях, стараемся включаться с другими подразделениями. Мы работаем на то, чтобы студент осознанно получал образование.

Материал подготовила Оксана Скорлыгина, Студенческий мультимедиацентр ТГУ