Цифровые лайфхаки ТГУ: как разработки вуза «прокачивают» образование

Цифровые технологии в последнее десятилетие совершили настоящий переворот в системе университетского образования. Вузы доказали, что "цифра" позволяет студентам учиться эффективнее, быть "быстрее, выше, сильнее", что в итоге делает молодежь более конкурентоспособной в требовательном мире новых профессий. 

Какие разработки использует один из лидеров цифрового образования в России – Томский государственный университет (ТГУ), в интервью РИА Томск рассказала проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям вуза Юлия Эмер. 

82147_4_ЭмерЮА.jpg
Проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям вуза Юлия Эмер

Цифровая "вершина" для гибридного обучения 

– ТГУ вот уже несколько лет внедряет "цифру" во всех сферах. Эти технологии усиливают интеллектуальные возможности студентов и позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, которая является трендом современного образования. 

Еще один вызов, для которых нужна "цифра", – это гибридное обучение, когда студенты учатся офлайн и онлайн одновременно. Пандемия показала всем нам, как важно обладать технологиями для такого смешанного обучения. И не просто обладать, а прокачать их так сильно, чтобы не потерять в качестве самого образования. 

Наш, пожалуй, наиболее яркий пример цифровых технологий в этом направлении – аудитории "Актру". 

В 2020 году ТГУ презентовал собственную систему с искусственным интеллектом (ИИ) для проведения массовых онлайн-конференций и занятий "Актру". Она самостоятельно записывает лекции и позволяет преподавателям легко вести занятия одновременно в онлайн- и офлайн-формате, автоматически записывает занятия и накладывает субтитры. 

Для справки: именем Актру названа одна из основных вершин Северо-Чуйского хребта в Республике Алтай. Такое же название получила расположенная здесь исследовательская станция ТГУ. Станция была открыта в 1956 году и работает до сих пор. 

– Сколько аудиторий было оснащено этой системой в ТГУ с момента ее презентации? 

– Начав разработку системы два года назад с нашим промышленным партнером – компанией "Актру", к сегодняшнему дню мы вышли уже на 70 готовых аудиторий. Сделать этот большой шаг вузу помогла федеральная субсидия – мы получили деньги на приобретение аппаратного комплекса и в сжатые сроки установили, апробировали и начали работу не в тестовом, а в полноценном режиме. 

– Где еще в России студенты и преподаватели имеют доступ к "Актру"? 

– ТГУ в свое время организовал университетский консорциум больших данных, в котором участвует 61 вуз. Там мы все вместе обсуждаем различные цифровые разработки, рассказываем о новинках, которые есть в Томске, проводим обучение коллег по необходимым компетенциям, делимся опытом как лидеры онлайн-обучения. Уже в 20 российских университетах стоит данный комплекс. 

"Актру" – уникальная в своем роде разработка. Это начинка для аудитории с камерами, ноутбуками, микрофонами, программным обеспечением. Часть студентов сидит в аудитории, а часть, например, дома. "Удаленщики" подключаются по любому виду видеоконференцсвязи, например, в Zoom или Яндекс-классе. И преподаватель одновременно работает на два типа аудитории. 

Важно, что параллельно идет запись контента и текстовая расшифровка. То есть студент потом сможет в два клика получить доступ к записанным лекциям. Аналогов системы на международном и российском рынке, как это ни странно, нет. 

Еще одно достоинство этой системы в том, что у преподавателя накапливается этот контент. Он заходит в аудиторию, работает, лекция записывается, и, таким образом, создается банк материалов. Этим банком микроконтента преподаватель может пользоваться и для других лекций, курсов, студентов. 

– Какие возможности это открывает перед вузом в траектории развития образования в "цифре"? 

– Это позволяет сохранять и повышать качество образования. Проблема, о которой заявили многие вузы во время пандемии, – это именно потеря в качестве. В основе проблемы много факторов: плохая связь, неподготовленность преподавателей и аудитории, несоответствие имеющихся цифровых систем задачам образования и так далее. 

"Актру" – это готовый "умный" инструмент, чтобы закрыть многие из этих проблем. 

Цифровой репетитор 

– Если "Актру" – это больше про процесс обучения, то какие разработки используются в ТГУ, чтобы улучшать содержание обучения и повышать успеваемость студентов? 

– ТГУ является идеологом университетской инициативы по повышению качества образования. И понятно, что мы работаем не только с организацией гибридного и классического обучения, но и с содержанием. Только такой комплексный подход позволяет отвечать на боли, которые есть у самого вуза и высшего образования в целом. 

82148_9_ЭмерЮА.jpg

Возьмем за пример математику. По статистике, высокий процент студентов отчисляется после первого-второго курса из-за неуспеваемости по математике. Потому что они начали учебу с разным уровнем, и их необходимо дотягивать. 

Как студентов обычно дотягивают? Это либо специальный курс в университете, либо индивидуальный репетитор. И то, и другое повышает и без того большую нагрузку студента, а в случае с репетитором это еще и дорого. 

Что сделали мы: придумали цифрового репетитора, который бесплатно доступен студентам. Этот проект существует уже несколько лет, и когда мы его запускали, открыли доступ не только студентам, но и школьникам, чтобы они могли подтянуть себя перед ЕГЭ. Апробация прошла успешно. 

Там все очень просто: на входном тестировании обучающийся узнает, где у него пробелы, затем получает микродозы теоретического материала и дальше решает задания, отслеживая свой прогресс. Это продвинутая компьютерная программа для самообучения и самоконтроля. 

– Цифровой репетитор базируется только на математике? 

– Мы взяли математику первой, потому что это наиболее проблемное направление для многих студентов. А теперь эксперты ТГУ разрабатывают аналогичного цифрового репетитора по физике. 

Есть и другие EdTech-продукты для работы с содержанием образования и успеваемостью студентов. Это, например, курсы английского языка и русского языка как иностранного на платформе "Английский пациент" и "СпикРус". Принцип тот же: есть модули по темам разных направлений, есть мониторинг пройденного материала, комментарии и индивидуальная траектория. 

– Как ТГУ использует эти разработки во вне? Есть ли интеграция с образовательными проектами не для студентов? 

– Конечно. Тут два направления. Первое – все эти продукты могут и должны продаваться. Специфика рынка EdTech в России такова, что большинство продуктов принадлежат и продвигаются стартапами. Если вы забьете в поиске в интернете "курсы английского языка", то увидите в первую очередь предложения и платформы от частного бизнеса и стартапов. 

В системе университетского образования EdTech-продукты очень долго рассматривались как сфера дополнительного образования. Почему ТГУ зашел на этот рынок: потому что у нас есть сильные разработки, компетенции для поддержания и повышения качества образования. 

Я уже говорила, что эти и другие разработки позволяют преподавателям создавать свою базу микроконтента. И здесь мы как раз выходим на интеграцию с другими проектами. Возьмем всем известный проект "Содействия занятости": преподаватели вуза могут использовать банк микроконтента для обучения участников этого проекта, работать на большое количество людей и давать им нужные компетенции очень быстро. 

Как ранее сообщало РИА Томск, цифровые разработки ТГУ используется во многих образовательных проектах вуза, в том числе с партнерами университета. Так, в 2022 году представители Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУз) заявили, что хотят расширить сотрудничество с ТГУ не только по программам двойного диплома для экономистов и математиков, но и использовать EdTech-продукты – систему "Актру", онлайн-платформы "Английский пациент", "СпикРус" и другие. 

Текст: РИА Томск