«Тракторист тоже дизайнер», или Зачем развивать насмотренность

«Тракторист тоже дизайнер», или Зачем развивать насмотренность

Человек, погружаясь в среду, хочет он того или нет, впитывает в себя ее основы, нормы и паттерны, с которыми потом и идет по жизни. Можно поддаться этому влиянию и дальше неосознанно отстаивать взгляды, свойственные вашему окружению, а можно взять это влияние в свои руки и освоить новый инструмент повышения продуктивности. Почему тракториста можно считать дизайнером, как то, что мы видим, влияет на наше общение с людьми, и как Pinterest может помочь ученым, мы обсудили с преподавателем, руководителем медиацентра и проектным менеджером Высшей школы журналистики ТГУ, медиадизайнером и сооснователем инстаграм-журнала «Постер» Максимом Вагановым.

Максим Ваганов


Максим Ваганов
Победитель международного конкурса новостного дизайна MSU SND 2020.
Дизайнер года по версии конкурса журналистского мастерства «Акулы пера – 2020», Томск.
Специализация: дизайн-системы в медиа; дизайн периодических изданий, интернет-проектов; визуальная коммуникация в социальных сетях.


Про дизайн

— Дизайн для меня — это сознательные или бессознательные усилия человека по структуризации хаоса. Общий глубокий термин, из которого можно выделить две основные мысли: первое — дизайн бывает не только визуальным, второе — все люди — дизайнеры. Так что тракторист, который едет по полю и срезает созревшую пшеницу, — это тоже дизайнер, перед которым стоит задача — собрать урожай.

Исходя из озвученной Максимом парадигмы, дизайн, в первую очередь, — инструмент для решения какой-то проблемы, а дизайнер — человек, который эту проблему решает. Особенно наглядно это можно проследить на примере поиска средства улучшения зрения.

Плохое зрение —> оптические линзы/лупы —> монокль —> пенсне —> очки —> контактные линзы —> лазерная коррекция зрения.

Решения проблемы плохого зрения

Каждый новый вариант решения главной проблемы устранял недостатки предыдущих, но создавал дополнительные трудности: монокль выпадает, очки запотевают, линзы теряются... Но оглядываясь на опыт предшественников, люди нашли средство, которое решает проблему плохого зрения полностью.

— Мы все привыкли видеть дизайнеров, которые двигают по экрану пиксели, этакие фрилансеры в шарфиках, с чашечкой кофе. На самом деле таких людей часто сложно назвать дизайнерами, потому что они лишь выполняют поручения клиентов, не вдаваясь в суть проблемы.

Поэтому чтобы дизайн-решения всегда оставались актуальными, нужно научиться понимать аудиторию и весь интеллектуальный контекст, в котором она существует. Причем, мало просто освоить ключевые тренды, в приоритете должен стоять конкретный потребитель.

— Если перед дизайнером, который лишь нахватался трендов, будет стоять задача, например, сделать оформление экологичного бренда, он может пойти по такому пути рассуждения: «Экология — это про природу, природа — зеленая, но сейчас в моде кислотные оттенки, возьму за основу токсичный зеленый». Но аудитории, выросшая на черепашках-ниндзя, помнит, что такого цвета была жидкость, которая и превратила их в мутантов, а это явно не про экологию. Поэтому в работе нужно отталкиваться от аудитории и ее интересов.

Неэкологичный зеленый

Чтобы понимать, что будет актуально для аудитории, необходимо знать контекст, а это невозможно без развития насмотренности.

Про насмотренность

— Насмотренность — это визуальный опыт человека. С помощью насмотренности как навыка мы составляем свою интеллектуально-визуальную библиотеку у себя в голове. Именно на нее мы бессознательно опираемся, ориентируясь в среде и пространстве. По ней судим, что хорошо, что вкусно и что красиво, а все новое и незнакомое всегда сравниваем с ее содержимым.

Если человек вырос в деревне, его нормой и уровнем насмотренности будет природа, звуки животных, простые, понятные цвета, домашняя пища, деревенский быт. Когда этот человек переезжает в мегаполис, он постоянно сравнивает то, что он видит вокруг себя, с тем, какой у него уже есть визуальный опыт. Поэтому многих в Москве так удивляет метро, а в Питере все восхищаются разводными мостами — это просто новый визуальный опыт.

— Если нам мама с детства готовила торт-медовик, у нас есть одна норма – мамин домашний медовик, и даже когда мы в дорогом ресторане заказываем кусочек за 2000 рублей, мы все равно сравниваем его со вкусом из детства, потому что это наша культурная норма. Но чем больше медовиков мы будем пробовать, тем шире она будет.

При этом насмотренность нельзя потерять. Так как это библиотека, в нее можно только докладывать. Человек не может откатиться назад и перестать воспринимать то многообразие, которое он уже усвоил. Поэтому чем больше человек видит, тем шире у него сознание, а значит, он принимает больше норм, свойственных другим людям.

— Насмотренность можно назвать эрудицией. Только когда мы говорим об этом, мы все-таки больше имеем в виду визуальный опыт. Но принципы общие: больше знаем — больше понимаем — лучше делаем. Развивать общую эрудицию и насмотренность, в частности, важно и дизайнеру, и музыканту, и химику. Так мы остаемся актуальными на рынке, возрастает наша конкурентоспособность.

Ты интересен — Тебе интересно

Чем больше норм мы знаем и принимаем, тем интереснее нам жить и исследовать этот мир. Обратная сторона — мы интересны другим людям даже в простом разговоре. Именно о таких людях говорят: «Она может поддержать любой разговор, она такая интересная».

Ты принимаешь — Тебя принимают

Нам легко понятен выбор другого человека, а когда мы делаем что-то из ряда вон выходящее — понимают уже нас. Чем больше практик, вариаций, норм мы знаем, тем легче нам поддерживать других и просить поддержку самим. Насмотренность также развивает толерантность и терпимость.

Знаешь, что модно — Делаешь, что нужно

Насмотренность помогает оставаться актуальным и конкурентоспособным профессионалом. Зная тренды и то, как общество дошло до этого конкретного состояния, мы можем находить новые решения на стыке дисциплин, историй и потребностей.

Меняешься сам — Меняешь мир

Культурно развитый и эрудированный человек не сможет сидеть на месте. Исследуя новое, мы меняем свой образ жизни и принципы, параллельно меняя среду вокруг.

Про приемы

Насмотренность — часто штука бессознательная, но ее можно приручить и использовать как инструмент в своей работе. При этом часто кажется, что насмотренность важна только дизайнерам, художникам и всем тем, кто имеет дело с созданием чего-то визуального. Но на деле в насмотренность входит и «наслушанность», «наношенность», «начитанность», «наетость». Это всё про человеческий опыт, благодаря которому можно понять, что человек эрудирован, разбирается в своей теме, имеет широкий кругозор и умеет это использовать.

Крем с ксеноном, созданный в Томске, быстро осваивает зарубежный рынок

— Насмотренность для химика будет не такой, как для иллюстратора, а для музыканта — не такой, как для инженера. При этом для каждого специалиста важно быть в контексте, причем не только своей отрасли, но и общества в целом, ведь часто открытия лежат на стыке дисциплин. Например, химику нужно знать, какие нужды у девушек, которые пользуются уходовой косметикой, чтобы разработать актуальный на рынке крем.

Чтобы превратить насмотренность в своего помощника, нужно понимать, что она идет из среды, а значит, именно среду придётся под себя создавать. 

Есть несложные шаги, которые постепенно входят в привычку, — и оставаться в контексте уже не составит никакого труда.