Проект DOMIK PTASHKI Сибирского центра дизайна и дизайн-студии Dydykin Studio вошел в число победителей престижного международного конкурса iF Design Award (Германия). Как отмечают руководители проекта, если проводить аналогии с кинематографическими конкурсами, то iF Design Award — конкурс в мире дизайна уровня «Золотой пальмовой ветви». Новая награда для DOMIK PTASHKI — очередной знак признания проекта мировым сообществом дизайнеров.
Команда проекта DOMIK PTASHKI спроектировала скворечник, по своему внешнему виду и внутреннему устройству максимально приближенный к естественной среде обитания птиц. При этом томский наноскворечник, как его еще называют, привлекательно выглядит в садах, парках и на приусадебных участках, устойчив к различным климатическим явлениям, удобен в установке и уходе за конструкцией. В проекте используются только натуральные материалы и пропитки, которые не загрязняют окружающую среду и могут быть полностью переработаны.
Со времени создания проект уже получил десяток престижных наград в области дизайна: ADD Awards, Second prize in Product Design Category (2019), Legendary Bird Home, Shortlist (2020), A’Design Award & Competition, Iron award at Pet Supplies and Products for Animals Design (2020), Eurasian Prize, First place in Industrial Design Category (2020), International Design Awards, Silver Winner in Design For Society-Design for Environment (2021).
Летом 2021 года команда проекта направила заявку на участие в конкурсе iF Design Award. И вот к середине апреля стало известно, что конкурсное жюри включило DOMIK PTASHKI в число победителей.
— После ситуации с Red Dot я не ожидал ничего подобного. Получить две высшие международные награды одновременно – невероятное достижение для продукта. Я бесконечно признателен коллегам из iF Design Award за непредвзятое отношение к оценке проектов. Это начало большой истории нашего продукта, – говорит о новой победе директор Сибирского центра дизайна Виктор Клименко.
— И Red Dot, и iF Design Award — награды известные, с историей, с хорошим охватом, обе высоко котируются в международной среде. Для России как для развивающегося рынка дизайна любая международная награда, публикация о тебе за рубежом, всегда будет восприниматься как нечто значимое — это означает, что эксперты тебя признали. Любые такие награды для нашего развития это очень важный пункт, — добавляет основатель дизайн-студии Dydykin Studio Игорь Дыдыкин.
Что касается конкурса Red Dot (в мире дизайна его часто сравнивают с «Оскаром»), заявка на него была подана зимой 2022 года, итоги были озвучены в марте. Для создателей скворечника DOMIK PTASHKI поведение Red Dot стало полной неожиданностью — организаторы конкурса заявили, что проекту DOMIK PTASHKI присуждена награда, но в связи с тем, что заявка пришла из России, эту награду победители не получат. При этом взнос в 600 евро, заплаченный за участие в конкурсе, команде не вернули.
— Мы обсуждали произошедшее и никак не можем понять позицию Red Dot. Слышать от международного конкурса, что мы вас не принимаем просто потому, что вы русские — как по мне, это очень странно. Это прямое противоречие смыслу любого международного конкурса, который выступает за дизайн, за мир во всем мире, за хорошие идеи. Мы написали письма всем кому можно в Red Dot и ждем хоть каких-то объяснений, потому что пока это выглядит, как будто ребята наступают на горло собственной песне. Это как работать воспитателем в детском саду и не любить детей. Зачем ты организуешь конкурс — чтобы потом сказать кому-то из участников, что тебе его паспорт не нравится? — комментирует ситуацию Игорь Дыдыкин.
В Сибирском центре дизайна подчеркивают: дизайн должен быть вне политики.
Между тем, теперь перед создателями проекта стоит новая задача — запустить его серийное производство. Изначально оно планировалось под заинтересовавшуюся проектом DOMIK PTASHKI нидерландскую компанию. Она готова была стать мажоритарным заказчикам, приобретая томские скворечники по 185 евро за одно изделие, чтобы в дальнейшем продавать их по своим каналам уже за установленную ими цену. Сейчас, когда меняется ориентир рынка сбыта, руководители проекта пока не спешат загадывать, будет ли сбыт скворечников выстроен по такой же схеме или продажи будут идти напрямую от DOMIK PTASHKI. В связи с этим, а также из-за разницы курсов валют сложно пока говорить и о конечной цене скворечников для потребителей. Пока команда определяется именно с производственными вопросами и надеется, что сможет минимизировать издержки производства.
— Все этапы производства скворечника реализуются в Томске — от заготовки древесины до производства конечного продукта. Очень важно, что DOMIK PTASHKI полностью функционален, даже несмотря на то, что это в первую очередь объект коллекционного дизайна. Практика показывает, что любая работа, собравшая почти все международные награды, автоматически становится объектом спекулятивного и коллекционного дизайна для его ценителей по всему миру. Уже сегодня у нас есть заявки от различных международных музеев дизайна на пополнение их коллекций моделями DOMIK PTASHKI. Я думаю, что по этим музеям и разойдется первая партия наших скворечников, что поспособствует популяризации российского дизайна в целом, — поясняет Виктор Клименко.