ТГУ запустит бакалавриат для подготовки кадров в беспилотной авиации

Задачу подготовки специалистов беспилотных авиационных систем обсудили участники круглого стола «Навыки будущего». Это мероприятие стало частью программы конференции «Непрерывное образование: перезагрузка. Ответ на вызовы времени», организованной Институтом дистанционного образования Томского госуниверситета. Участники круглого стола обсудили существующие проблемы в подготовке кадров БАС и как с решением этих задач производственникам помогают вузы. В частности, на факультете инновационных технологий ТГУ в новом учебном году планируется запуск программы бакалавриата «Программное и аппаратное обеспечение БАС».

В развитии беспилотных систем ТГУ занимает одну из лидирующих позиций среди образовательных организаций региона. К примеру, программа «Оператор БПЛА» доступна для россиян в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Весной 2023 года Томский госуниверситет запустил общедоступный онлайн-курс для внешних пилотов любительских дронов. А с середины октября в ТГУ стартовала совместная с компаиней «Геоскан» программа дополнительного образования, где студенты могут обучиться на сервисного инженера беспилотных авиасистем.

– Также мы запускали образовательную программу в рамках «цифровых кафедр» и работаем со школьниками и учителями в федеральном проекте «Код будущего». Перед нами стоит задача организовать массовую подготовку кадров БАС через систему сквозного образования: предуниверситет, базовое образование, специальное образование, аспирантура. Со следующего набора стартуем уже в полную силу: будет запущена программа бакалавриата «Программное и аппаратное обеспечение БАС», – рассказал заместитель декана по научной работе ФИТ ТГУ Дмитрий Шашев.

DSC_1003_1200.jpg
Заместитель декана по научной работе ФИТ ТГУ Дмитрий Шашев

Подготовка кадров для области беспилотных авиационных систем – тема актуальная и при этом вызывает много разногласий. В частности, на законодательном уровне нет четких требований к персоналу БАС весом до 30 кг и сертификации этих специалистов. Как сообщил модератор круглого стола, советник губернатора Томской области Сергей Хурсевич, сейчас эксперты обсуждают, в рамках какого образования выдавать документы, подтверждающие квалификацию соответствующего персонала, и дискуссия эта не завершена.

– Самая длительная программа обучения из всех, что я видел, и которую предлагается сделать обязательной и типовой, занимает целых 800 часов. Самая короткая – на несколько минут – разработана ТГУ и вошла в топ-100 лучших идей текущего года по оценке АСИ. Сейчас в рамках ТГУ и ряда других организаций создается первый в России учебник внешнего коммерческого пилота. Надеюсь, что эта работа будет завершена.То есть, ТГУ достаточно быстрыми шагами движется в направлении подготовки кадров. Но отсутствие методологической ясности, естественно, затрудняет постановку задачи, – отметил Сергей Хурсевич.

В настоящее время Томский госуниверситет, занимаясь подготовкой кадров для БАС, руководствуется Стратегией развития беспилотной авиации РФ, которая была утверждена минувшим летом, и аналогичной стратегией в регионе. В планах – выйти на подготовку внешних пилотов БАС весом свыше 30 кг. Программа такой подготовки не отличалась бы от той, что разрабатывается для нового направления бакалавриата ТГУ, но барьером является Воздушный кодекс РФ. Решением может стать выдача временных свидетельств выпускникам программы: это возможно в рамках установленного в регионе экспериментального правового режима по выполнению воздушных перевозок и авиационных работ с использованием крупноразмерных беспилотников.

– Одна из задач новой бакалаврской программы – примерно за первые два курса обеспечить студента дополнительной квалификацией. Это сейчас принято называть микроквалификацией. За первый год мы в партнерстве с компанией «Геоскан» хотим дать квалификацию внешнего пилота, за второй – сервисного инженера. То есть, студент получит инженерные навыки на уровне техника или инженера третьего разряда, как это было по советской системе с такой иерархией. Это очень важно, и разработчики БАС об этом говорят: для развития им не хватает рабочих рук, – подчеркнул Дмитрий Шашев.

Подтвердил его слова заместитель начальника летно-испытательного комплекса АО «НПП «Радар ММС» (Санкт-Петербург) Александр Цыпуков.

– Меня как человека, который занимается эксплуатацией подобных воздушных судов, интересуют специалисты из области инженерии. Внешнего пилота я найду, а вот хороших толковых инженеров... нет. Поэтому было приятно услышать, что ТГУ старается их подготовить. С удовольствием примем на работу – пускай присылают, если будет такая возможность, нам хорошие специалисты всегда нужны, – прокомментировал Александр Цыпуков.

DSC_0973_1200.jpg
Участники круглого стола «Навыки будущего» в ТГУ

В дискуссии также участвовали директор по образованию Академии «Сигма» Ирина Чоловская, проректор по образованию «Университета 2035» Екатерина Любимова, руководитель лаборатории проектирования прототипирования «Сибирского центра дизайна» Мария Кобыльских и руководитель отдела образовательных проектов ООО «Геоскан» Михаил Луцкий.

Напомним, конференция «Непрерывное образование: перезагрузка. Ответ на вызовы времени» была организована ИДО ТГУ и прошла с 11 по 13 октября 2023 года.