ТГУ собрал экспертов для обсуждения Большого евразийского партнерства

Томский государственный университет совместно с Российским советом по международным делам, Центром АСЕАН при МГИМО и Экспертным клубом «Сибирь-Евразия» при поддержке российского Фонда президентских грантов провел международную научную конференцию «Большое евразийское партнерство: взгляд с Востока». Мероприятие объединило около 250 участников со всей России, а также из Китая, Монголии, стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Историки, политологи, экономисты обсудили имеющиеся подходы и оценки инициативы Большого евразийского партнерства с акцентом на видение экспертов из Китая, стран ЮВА и Центральной Азии.

Спикерами конференции стали известные российские, китайские и центральноазиатские эксперты, специализирующиеся на изучении внешней политики Китая, российско-китайских отношений, а также международного взаимодействия в регионах Центральной и Юго-Восточной Азии. Советник при ректорате ТГУ, старший преподаватель кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук Эдуард Беляев отметил, что участие иностранных специалистов было усилено и подкреплено «поистине звездной командой экспертов – от Российского совета по международным делам и Центра АСЕАН при МГИМО».

Как пояснил Эдуард Беляев, конференция была посвящена оценке степени и возможности реализуемости российской инициативы – стратегического концептуального проекта «Большое евразийское партнерство».

– Это не бизнес-проект на год или два. Это большая, можно сказать, философская многовекторная концепция на столетие вперед, парадигма возможного развития Евразии. Такие вещи требуют всестороннего обсуждения и экспертного анализа, – рассказал он. – Все внешние участники с большой готовностью и желанием, несмотря на текущую загрузку, откликнулись на приглашение принять участие в конференции. Некоторые из них проявляли «чудеса эквилибристики». Например, Кубат Рахимов (Кыргызстан) вышел в эфир со своим докладом в 6 утра из зала ожидания в аэропорту Нижнего Новгорода – он как раз вылетал на родину после участия в заседании выездной сессии Валдайского клуба.

На пленарном заседании «Большая Евразия: сферы сотрудничества vs зоны конфронтации» очно выступили член-корреспондент Российской академии наук, заместитель директора по научной работе ИМЭМО РАН Сергей Афонцев и доцент факультета мировой экономики и мировой политики и Школы востоковедения НИУ ВШЭ Михаил Карпов. В дистанционном формате к ним присоединился главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.

577A1948 ФИПН ТГУ.jpg

Всего за время работы конференции, в том числе на секциях «Роль КНР в развитии Большого евразийского партнерства. Российские и китайские оценки» и «Россия и Юго-Восточная Азия: опыт и перспективы экономического взаимодействия», прозвучало около 20 докладов. Выступления экспертов сопровождались развернутой аналитикой, оценками и прогнозами развития современных международных отношений, рекомендациями для российской внешней политики и ее международных связей в различных областях.

Одним из спикеров экспертной панели «Центральная Азия – евразийское сцепление?» стал профессор кафедры мировой политики ТГУ Евгений Троицкий, описавший свое видение того, как страны Центральной Азии могут вписаться в новую, формирующуюся, систему международного взаимодействия.

– Мы присутствуем при коренном изменении миропорядка. Это тот исторический момент, когда национальные интересы безопасности, политические интересы начинают в значительной степени превалировать над интересами экономическими, переформатируют и даже зачастую деформируют существующие форматы экономического и гуманитарного взаимодействия. Сквозь геополитическую неопределенность, мне кажется, начинают проступать некие контуры новой, трехуровневой, структуры международных отношений, – отметил в своем выступлении Евгений Троицкий.

На первом уровне данной структуры, пояснил профессор, находятся три великих державы, США, Китай и Россия. На втором уровне – «полувеликие» державы: Евросоюз, значительно ослабленный после выхода Великобритании, Япония и Индия. На третьем уровне – крупные региональные державы, такие, как Турция, Иран, Пакистан, Индонезия, Корея, Бразилия, ЮАР. Поскольку эта трехуровневая система только формируется, она дает государствам большое пространство для геополитических маневров.

– Каковы возможные варианты позиционирования и развития центрально-азиатской подсистемы в этом трехполюсном мире? Первый вариант: формирование евразийской подсистемы вокруг России. Второй вариант: продолжение тенденции, которую мы наблюдаем последние годы – втягивание восточноазиатской подсистемы в сферу экономического и политического притяжения Китая. Следующий вариант: консолидация самой центральноазиатской подсистемы. Четвертый вариант: формирование центрально-южноазиатской подсистемы. Пятый вариант: раскол центральноазиатской подсистемы, когда часть отходит к новой евразийской подсистеме, часть – восточноазиатской, часть, возможно, останется в свободном плавании. И наконец, последний вариант – это дезинтеграция региональной подсистемы, превращение ее просто в деструктурированный регион, – описал вероятные варианты развития событий Евгений Троицкий.

577A1959 ФИПН ТГУ.jpg

Конференция, организованная на базе ТГУ, попала в восходящий тренд, подчеркивает советник при ректорате Эдуард Беляев. В последние три недели в российском экспертном сообществе на самых «топовых» площадках активизировалось обсуждение вопросов о том, как выстраивать взаимодействие на евразийском континенте на фоне крайне обострившейся международной ситуации. В числе таких площадок XXX Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике; заседание Валдайского клуба в Нижнем Новгороде, где выездная сессия была полностью посвящена проблемам центрально-азиатского региона; онлайн-встреча представителей Томского госуниверситета и выпускника ТГУ, эксперта СВОП Андрея Безрукова.

– Наша конференция очень удачно вписалась в этот тренд и можно сказать, она дальше передает эстафету Петербургскому экономическому форуму, который пройдет 15–18 июня. На его полях, в принципе, будут обсуждаться схожие вопросы. Это будет, можно сказать, крещендо. А по итогам нашей конференции можно сказать, что ТГУ выступил удачной точкой сборки международной команды экспертов и специалистов. Удалось подхватить, усилить и транслировать в российское и зарубежное информационное пространство импульс-призыв к укреплению международной интеграции в экономической сфере на фоне непростой текущей международной политической обстановки, – добавляет Эдуард Беляев.

Гости из партнерских организаций и организаторы выразили надежду на продолжение сотрудничества, в том числе в рамках этой конференции и других проектов междисциплинарного исследовательского характера, популяризирующих возможности Большого евразийского партнерства среди широкого круга заинтересованных лиц, включая вузы и научные организации, бизнес и региональные власти.