ТГУ получил грант в 10 млн на развитие спортивной инфраструктуры

Коллектив факультета физической культуры Томского государственного университета выиграл в грантовом конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ. Проект ФФК «Здоровье для всех» направлен на активное привлечение студентов к занятиям физкультурой и спортом. Сотрудники ФФК ТГУ планируют к 2027 году в два раза увеличить число студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Сейчас различными формами и видами физкультурно-спортивной деятельности занимается около 40% от общего числа студентов ТГУ; предполагается увеличить этот показатель до 75%. К примеру, планируется создать для студентов три спортивных клуба – «Фиджитал-клуб», «Клуб любителей бега», «Клуб спортивного ориентирования и лыжного спорта» с привлечением к занятиям не менее 300 человек.

– Среди главных проблем физического воспитания студенческой молодежи сегодня по-прежнему укрепление здоровья и формирование психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Поэтому приоритетными становятся не только физическое развитие, но и воспитание потребности в здоровом образе и физкультурно-спортивном стиле жизни, – рассказывает об актуальности проекта «Здоровье для всех» его руководитель, декан ФФК ТГУ Виктор Шилько.

Полученные по итогам смотра-конкурса ресурсы предполагается направить на проведение физкультурно-спортивных мероприятий, в частности, межвузовских «Спартианских игр» с участием студентов с ОВЗ и инвалидов, Международного спортивно-образовательного форума «От идеи к инновации», Международного фестиваля спорта и дружбы, а также на ремонтные работы в спортивном комплексе «Атлет», установку уличных тренажеров на стадионе ТГУ и закупку спортивного инвентаря.

Кроме того, на реализацию всех обозначенных в гранте мероприятий ТГУ выделил собственные средства. Софинансирование составит более 11 млн рублей.

DSC_1421 ТГУ студенческий спорт день.jpg
Студенческий спортивный день в ТГУ

Положительными результатами проекта «Здоровье для всех» станут также улучшение здоровья и повышение физической подготовленности обучающихся; повышение спортивного мастерства сборных команд университета; рост профессионального мастерства преподавателей физической культуры и тренеров; улучшение адаптационных возможностей и снятие социальных барьеров студентов с ОВЗ и инвалидностью; развитие волонтерского движения в сфере спорта. Кроме того, предполагают на ФФК, реализация проекта привлечет новых партнеров – образовательные и спортивные организации, спортивные федерации, административные учреждения.

Определяя победителей смотра-конкурса, организаторы учли, что к преподаванию физкультуры и спорта на ФФК ТГУ подходят с учетом конкретных потребностей личности и общества. При этом используется ряд инновационных технологий.

К примеру, технология дифференцированного обучения основана на применении различных форм и методов организации деятельности учащихся, позволяющих раскрыть их субъективный опыт. Она создает условия для самовыражения студента и предполагает три уровня включенности студентов:

  • исполнитель (регулярное посещение физкультурных занятий),

  • мастер (проявление творческой активности в рамках изучаемой дисциплины),

  • создатель (деятельное участие в образовательном процессе, выходящее за рамки изучаемой дисциплины).

Рейтинговые технологии означают введение балльно-рейтинговой системы оценки и электронного журнала индивидуальных достижений студентов. Это стимулирует их к получению высоких баллов при выполнении контрольных упражнений, улучшению физических качеств, способствует регулярному посещению занятий по ФКиС и активному участию в соревнованиях и спортивно-массовой работе.

– Баллы начисляются соответственно уровню включенности в процесс. Можно сказать, что это своеобразная игра или соревнование, и студенты к этому относятся с интересом. Можно посещать занятия или проводить мастер-классы (при наличии сформированных соответствующих компетенций), участвовать в организации и судействе соревнований, – поясняет доцент кафедры физической культуры и спорта ФФК ТГУ Наталия Гусева.

Технологии инклюзивного образования направлены на совместное участие студентов разных групп здоровья, в том числе с ОВЗ и инвалидов, в спортивно-массовых мероприятиях и спартианском движении, главная задача которого – достижение гармонии между духовным и физическим развитием человека. В программу Спартианских игр включены не только соревнования, в которых сравниваются достижения отдельных участников или команд, но и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных – основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество.

Смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы проводился среди вузов РФ. Претенденты на получение грантов были распределены по трем группам. Суммы грантов составили от 3 до 10 млн рублей. ФФК ТГУ вошел в первую группу получивших максимальную субсидию – 10 млн рублей. Из 32 претендентов первой группы ФФК ТГУ занял второе место, пропустив вперед РЭУ имени Г.В. Плеханова.