ТГУ и «Сириус» предложили создать консорциум по развитию дошкольников

ТГУ и «Сириус» предложили создать консорциум по развитию дошкольников

На III Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи» доцент факультета психологии Ольга Богданова выступила модератором круглого стола по разработке комплексной оценки траектории развития ребенка в дошкольном возрасте. 

В ходе работы был представлен консорциум, деятельность которого направлена на интеграцию ресурсов исследователей в области детского развития и представителей дошкольного образования. Инициаторами его создания выступили образовательный центр «Сириус» (лаборатория когнитивных и междисциплинарных исследований) и Томский государственный университет (Международный центр исследований развития человека, Центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии). Совместно участникам проекта предстоит решить важную задачу – создать условия для развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

– Приоритетная задача консорциума – разработка системы комплексной оценки траектории развития ребенка в дошкольном возрасте. Она позволит выявлять сильные и слабые аспекты развития ребенка с целью разработки индивидуализированных развивающих и корректирующих программ, исследовать популяционные и когортные характеристики с целью мониторинга развития системы дошкольного образования и средовых условий развития, – отмечает Юлия Ковас, научный руководитель ряда проектов лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» (ОЦ «Сириус»), руководитель Международного центра исследований развития человека ТГУ.

Участниками круглого стола стали представители образовательного центра «Сириус», Российской академии образования, Томского государственного университета, Московского государственного университета, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Корпоративного университета СИБУРа.

Также на круглом столе обсуждался проект комплексной оценки траектории развития ребенка в дошкольном возрасте и результатов пилотного исследования, проведенного на базе детского сада № 49 ТГУ и детских садов – партнеров вуза.

DSC_3665_Olga_Bogdanova.jpg

– В решении поставленных задач принципиально важным становится содержательное включение педагогов, методистов и руководителей дошкольных образовательных учреждений во все этапы реализации проекта. Разрабатываемая система оценки может быть использована для оценки эффективности образовательных программ, просвещения родителей и создания условий для их информированного участия в обсуждении вопросов развития ребенка, – комментирует Ольга Богданова, директор Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии ТГУ.

По словам заведующей детсадом № 49 Ларисы Руденок, понимание приоритетных задач развития образовательной практики среднего и высшего образования необходимо для конкретизации стратегических целей дошкольного образования, повышения его качества и обеспечения преемственности при переходе в начальную школу. Тема конференции «Путь к успеху» еще раз подчеркивает важность «первых шагов» ребенка на этом пути, необходимость постоянной работы по созданию развивающей образовательной среды детского сада, ключевую роль диалога педагогов и родителей.

– В решении поставленной задачи по разработке единого инструмента оценки необходимо сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и научно-исследовательских центров. У нас есть положительный опыт такого взаимодействия. В течение нескольких лет детский сад ТГУ является базовой площадкой университета, успешно сотрудничает с Международным центром исследований развития человека ТГУ и садами Томска. Участие в проекте консорциума вносит существенный вклад в решение стратегической задачи развития детского сада ТГУ, – подчеркивает Лариса Руденок.

dsc_5953.jpg

– В свою очередь, переосмысление целевых ориентиров дошкольного образования определяет востребованность разработки инструмента, который будет способствовать развитию профессиональной рефлексии и позволит педагогам оценивать динамику развития ребенка в течение всего периода дошкольного образования в единой системе, проектировать индивидуальные образовательные траектории, выстраивать конструктивное взаимодействие с родителями. В этой связи решение задачи консорциума является своевременным ответом на запросы образовательной практики и ресурсом устойчивого развития профессиональных и исследовательских компетенций педагогов дошкольного образования, – отмечает Елена Богданова, доцент факультета психологии ТГУ, координатор программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в реализации развивающих программ дошкольного образования».

Интеграция ресурсов исследователей в области детского развития и педагогов, вовлечение родителей в образовательный процесс, совершенствование образовательной практики на основе результатов масштабных лонгитюдных исследований позволит создавать условия для того, чтобы каждый ребенок с раннего детства мог делать уверенные шаги на пути к успехам в будущем.

III Всероссийская конференция «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», посвященная развитию российской системы образования и ее эффективности в условиях экономики знаний, прошла в январе в Сочи на базе образовательного центра «Сириус». Томский госуниверситет на конференции представляли проректор по инновационной деятельности Константин Беляков, заведующая ведомственным детским садом Лариса Руденок, доцент факультета психологии Елена Богданова и директор Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Ольга Богданова.