Управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков выступил в Институте экономики и менеджмента ТГУ с открытыми лекциями о мегатрендах экономики и доверии к бизнесу. Также эксперт и ректор ТГУ Эдуард Галажинский договорились о совместном исследовании поколения Z, кардинальным образом меняющего бизнес-модели компаний и университетов.
Первая открытая лекция для студентов, преподавателей, представителей бизнес-сообщества и руководителей органов власти была посвящена мегатрендам мировой экономики и российскому бизнесу.
Эксперт отметил, что с появлением новых технологий условия для бизнеса постоянно меняются, поэтому компаниям необходима непрерывная и быстрая адаптация. Но это невозможно без оперативного изменения бизнес-модели. Если раньше большие компании разрабатывали стратегии на 7 лет, то сейчас – на один год. И одна из основных проблем компаний в том, что они пытаются оптимизировать бизнес-модель прошлого столетия, строить нечто новое на ее основе.
В числе вызовов, которые влияют на модернизацию бизнес-моделей, Игорь Лотаков назвал урбанизацию (здесь начинают конкурировать города, а не страны); изменение климата; растущий дефицит ресурсов; изменение в распределении сил в мировой экономике (движение вектора к Индии и Китаю); демографические проблемы, которые приводят к изменению потребительского рынка.

Эксперт также выступил перед бизнес-сообществом и представителями власти, рассказав о кризисе доверия к бизнесу. Мир перестал быть частным и стал абсолютно прозрачным, а будущее за бизнесом, которому доверяют, подчеркнул он. Среди угроз снижения бизнес-доверия – безопасность личных данных, сбои в IT-системах, уязвимость соцсетей.
Отвечая на вопрос Эдуарда Галажинского о том, как компания PwC вовлекает молодежь, поколение Z и миллениалов, Лотаков привел «маленький, но показательный пример»:
– После 165 лет (компания основана в 1849 году) мы разрешили носить джинсы в офисе, мы это сделали только в прошлом году. Перед нами также стоит вопрос по реформированию системы набора. Мы нанимаем огромное количество людей с IT-образованием. Но эти люди просто не выживают, они совсем другого формата. И мы решили поменять систему рекрутинга. Вот история про каблуки в Лондоне. Пришла девушка на интервью в кедах. Ее выгнали. В соцсетях началось бурное обсуждение, до парламента дошло. Видите, как меняется время? И наша компания фундаментально меняет то, как мы смотрим на молодежь.
– Мы реформируем и корпоративную культуру, ценности. Я каждый день пытался доказать, что достоин тут работать. А сейчас ребята приходят с вопросом – ты мне расскажи, зачем мне тут быть. И здесь очень ценно, что делаете вы, – отметил Игорь Александрович. – Мы тесно работаем с университетом, эта связка очень важна, поскольку мы заинтересованы в реформировании самой системы образования.
Эдуард Галажинский, в свою очередь, предложил управляющему партнеру PwC в России реализовать совместный исследовательский проект: «Мы также очень серьезно думаем о целевой модели выпускника, обладающего способностью к критическому мышлению, обучению в течение всей жизни. Может, мы сделаем с вами совместное исследование таких ребят? Это нам важно для прояснения того, правильно ли мы эту модель понимаем, а имея ответы, нам были бы яснее решения в образовании».
– Безусловно, тут мы будем работать вместе, – согласился на предложение Игорь Лотаков.