С 2024/25 учебного года в Томском государственном университете стартует образовательная программа базового высшего образования «Технологии проектирования и управления беспилотными авиационными системами». Студенты еще в ходе обучения смогут проходить практику и работать с беспилотными авиационными системами. В частности, местом практики, стажировок и трудоустройства станет региональный Научно-производственный центр испытания беспилотных летательных аппаратов.
К 2030 году в России должна появиться сеть аккредитованных Росавиацией НПЦ для разработки и выпуска дронов в регионах. Работа по созданию таких центров ведется в рамках федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем (БАС) и комплектующих». Томская область стала одним из пилотных регионов, где такой НПЦ должен заработать уже в 2024 году.
– В связи с этим задача подготовки кадров стоит очень остро. Причем, кадров разной квалификации – это и рабочие, и инженеры, и те, кто будет заниматься проектированием и разработкой беспилотных авиационных систем и управлять соответствующими проектами, – отмечает декан ФТФ ТГУ Юлия Рыжих.
Предварительно коллектив научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ изучил, насколько актуально появление новых кадров в этой сфере в целом по стране. С помощью платформы «РосНавык» было найдено более 1 100 вакансий, опубликованных в России за последние полтора года в области беспилотников. Затем с помощью искусственного интеллекта и при поддержке экспертов команда лаборатории проанализировала навыки и компетенции, которые работодатели ждут от специалистов в этой области.
– Это дало нам уникальную возможность увидеть реальную картину спроса в сфере беспилотной авиации на сегодняшний день в России. Мы считаем, что аналитика на старте разработки образовательного продукта очень важна, поскольку так студенты будут обучаться именно тем навыкам, которые наиболее востребованы у работодателей. Это повышает их шансы на успешное трудоустройство после окончания учебы и сокращает порог входа в профессию, – подчеркивает аналитик лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Ирина Плешкевич.
Набор абитуриентов на новую образовательную программу будет вестись на две укрупненные группы физико-технического факультета и факультета инновационных технологий – по направлениям «Баллистика и гидроаэродинамика» и «Инноватика» соответственно. В первый год на бюджетные места ФТФ смогут поступить 20 человек, на ФИТ – 10.
Новая программа будет содержать три профессиональных трека. Они связаны не только с физическим управлениям БАС, но и с управлением инфраструктурой беспилотных систем. У каждого из треков – свой руководитель, но работать они станут во взаимодействии.
За период обучения студент сможет получить две рабочие специальности. Это оператор по эксплуатации БПЛА и конструктор-чертежник. Также в ходе обучения студентам будут присвоены микроквалификации. Это даст им определенные преференции по сравнению с теми кадрами, которые сейчас есть на рынке.
– Специалисты, которых будут готовить по направлению «Инноватика», смогут работать, в том числе, в НПЦ и руководить проектами – собирать команды и реализовывать технологии. Как раз на это направлены компетенции – менеджеры наукоемких проектов в области БАС, – добавляет декан ФИТ ТГУ Станислав Шидловский.
Еще одна отличительная особенность новой программы – практикоориентированность. Практической подготовки будет значительно больше, чем у прошлого поколения.
– Спроектировать такую программу позволило то, что университет вошел в пилотный эксперимент, и теперь у нас есть свои принципы и подходы к проектированию образовательных программ. Они опираются на международные стандарты подготовки инженеров, на идентичность ТГУ, которую нам удалось подчеркнуть на уровне базового высшего образования. Мы считаем, что наша задача перед страной и перед людьми – сформировать выпускника, который владеет цифровыми навыками, понимает, что такое профессиональная этика и ответственность, и имеет свою четкую гражданскую позицию, – подчеркивает Юлия Рыжих.
Напомним, Томский государственный университет уже много лет занимается развитием беспилотных технологий и активно готовит специалистов для этой отрасли. Так, благодаря сотрудничеству ТГУ с одним из лидеров отрасли – компанией «Геоскан» – студенты ФИТ повышают свои компетенции на стажировках в компании. На образовательной программе НОЦ ПИШ «Агробиотек» ТГУ слушателей учат управлять беспилотными аппаратами, проводить аэрофотосъемку и обрабатывать данные в специальной программе, составлять ортофотопланы территории.
Летом 2023 года Томский госуниверситет провел первые в России соревнования по пилотированию БПЛА, применяемых в сельском хозяйстве, а с 2023/24 учебного года факультет инновационных технологий запустил серию дополнительных общеразвивающих программ для студентов.