Telegram-бот помогает студентам ТГУ закрыть долги по учебе

Новый цифровой сервис, запущенный в Томском государственном университете, напоминает пользователям-студентам о дедлайнах к заданиям в академических дисциплинах, рассылает мотивирующие пожелания, дает советы по преодолению трудностей в учебе и морально поддерживает в период сессий. По оценке разработчиков сервиса, благодаря такому цифровому помощнику к 2025 году количество студентов ТГУ с долгами по учебе может уменьшиться в 2 раза.

Новый сервис Expecto Patronum в форме Telegram-бота в первую очередь направлен на снижение количества академических задолженностей у студентов. Он своевременно напоминает о долгах и сопровождает эти оповещения мотивирующими пожеланиями, чтобы студенты были вовлечены и сосредоточены. Также бот задает пользователям диагностические вопросы для выявления негативных факторов, которые могут повлиять на успеваемость. Вопросы учитывают уникальную ситуацию каждого пользователя: низкую мотивацию, совмещение работы с учебой, прокрастинацию и другие.  

Артем Фещенко (ИДО ТГУ).jpg

– Цифровой помощник действует как надежный компаньон, направляя студентов на путь достижений и побуждая их полностью раскрыть свой потенциал, – рассказывает начальник отдела информационных ресурсов и технологий Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ Артем Фещенко. – Решая проблему академической задолженности и поддерживая общее благополучие студентов, это инновационное решение нацелено на то, чтобы дать студентам возможность преуспеть и максимально эффективно использовать свой университетский опыт. С помощью нового сервиса наша команда рассчитывает к 2025 году сократить в 2 раза количество студентов с академическими долгами.

Программы поддержки в Telegram-боте – персонализированные, адаптированные к потребностям каждого студента. Еженедельно бот рассылает советы и инструкции по преодолению препятствий, мешающих эффективному обучению. При возникновении сложных жизненных ситуаций он рекомендует студенту воспользоваться услугами различных сервисов поддержки внутри университета: профкома, психологической или тьюторской службы и других. Помимо практических функций, цифровой помощник морально поддерживает студентов и во время сессий – в период максимальных эмоциональных, физических и интеллектуальных нагрузок. 

Сервис создан в ТГУ в первой половине 2023 году и запущен в апробацию с 1 сентября. На текущий момент чат-бот активировало более 2,5 тысяч студентов из 21 учебного подразделения ТГУ. Наиболее массово сервис используют в ЮИ, ИПМКН, ФП и ИЭМ. За время учебы чат-бот отследил и предупредил о приближающихся дедлайнах более 50 тысяч раз. Самые распространенные среди студентов факторы, мешающие учебе: 30% – «Ничего не успеваю, на учебу не хватает времени!»; 21% – «Нет мотивации/желания учиться»; 19% – «Не получается учиться, не могу ничего запомнить». 

Для настройки «чувствительности» помощника и оценки его влияния на академическую успешность команда проекта анализирует цифровой след студентов в LMS Moodle и их взаимодействие с самим чат-ботом, оценки, полученные во время сессии, и обратную связь о пользе приложения от самих пользователей. Для измерения результатов эксперимента сравниваются результаты сессии для студентов из группы риска, использовавших и не использовавших сервис. Оценить влияние нового сервиса на сокращение несданных предметов команда проекта планирует после завершения семестра, в феврале 2024 года, добавляет Артем Фещенко

В проекте участвуют начальник отдела информационных ресурсов и технологий ИДО Артем Фещенко, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета Анастасия Слободская, программисты ИДО Антон Терентьев и Александр Степаненко, начальник отдел методического сопровождения электронного обучения ИДО Кристина Яковлева, специалист по учебно-методической работе ИДО Мария Худышкина, доцент кафедры организационной психологии факультета психологии Валерия Мацута. 

Проект реализован в рамках образовательной политики ТГУ при поддержке программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».