Студенты, поступившие в этом году на цифровые кафедры Томского государственного университета, успешно прошли комплексное тестирование уровня цифровых компетенций. Проверял уровень знаний студентов Ассесмент-центр Университета Иннополис по заданию Минобрнауки и Минцифры РФ. Такую независимую внешнюю оценку проводят на старте обучения для всех студентов вузов с цифровыми кафедрами, чтобы проанализировать качество образовательных программ. Рост компетенций по итогам обучения означает, что программы соответствуют своим целям, и в предыдущие два года цифровые кафедры ТГУ получили положительную оценку.
Цифровые кафедры – это возможность освоить дополнительную профессию в области IT. В 2024 году на цифровые кафедры ТГУ поступили 5 400 человек. Студенты из 160 университетов России учатся на 11 образовательных программах ТГУ онлайн, совмещая эту учебу с основной.
Стартовали программы цифровых кафедр в октябре, затем у студентов наступил период входного ассесмента. Это комплексное тестирование уровня цифровых компетенций: студентам предлагают порядка 50 вопросов по математике, программированию, ключевым задачам цифровизации процессов в той отрасли, для которой разработана их образовательная программа. Таким образом, проверка определяет, насколько человек готов к получению новой специальности. Ассесмент проводится дистанционно на цифровой образовательной платформе Университета Иннополис.
– По итогам трех этапов ассесмента Университет Иннополис выдвигает рекомендации по образовательным программам: они должны демонстрировать рост цифровых компетенций у студентов, – поясняет руководитель проекта «Цифровые кафедры» в ТГУ Дарья Маслова. – Результаты предыдущих срезов на наших программах показали, что студенты демонстрируют уверенный рост – с нулевого до базового или даже продвинутого уровня.
Как отмечает Дарья Маслова, это достигается за счет качественного проектирования программ и большой доли практической составляющей, которая реализуется в том числе с индустриальными партнерами. Студенты не просто изучают теорию по цифровизации, а сами пробуют моделировать процессы или создавать продукты,и это кратно повышает эффективность образовательного процесса.
Особый интерес в этом году был к трем новым образовательным программам цифровых кафедр университета: это «EdTech-мастер», «Цифровые коммуникации» и «Специалист в области искусственного интеллекта и машинного обучения». По итогам приемной кампании из 5 400 студентов почти 50 % пришли именно на новые программы.
– Мы считаем эти программы нашим большим конкурентным преимуществом из-за двух особенностей. Во-первых, их ядро связано с искусственным интеллектом. Во-вторых, они вариативны: в каждой программе есть несколько треков, и студент может сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Мы показываем целую палитру навыков для профессии, которой человек может овладеть, и он выбирает себе специализацию, – отмечает Дарья Маслова.
Напомним, проект «Цифровые кафедры» предполагает бесплатное онлайн-обучение по IT-специальностям. Учиться на цифровых кафедрах могут студенты вузов из любого региона России. Зачисляются на образовательные программы студенты со второго курса бакалавриата и специалитета, а также магистранты.
Проект реализует министерство науки и высшего образования совместно с министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ на базе вузов – участников федеральной программы «Приоритет 2030». Томский государственный университет присоединился к проекту «Цифровые кафедры» в 2022 году.