Студенты ТГУ – участники первого в РФ молодежного стартап-проекта МТС

Студенты ТГУ – участники первого в РФ молодежного стартап-проекта МТС

Две команды студентов Института экономики и менеджмента ТГУ – UCan и «Быстрая помощь» – подключились к проекту «МТС Startup Garage». Томск стал первым регионом, в котором компания создала площадки своего акселератора для студентов. В акселераторе студенты Томского государственного университета при поддержке экспертов будут создавать, пилотировать и внедрять свои продукты на инфраструктуре МТС.

Компания ведет отбор студенческих проектов для реализации стартапов и проводит для студентов еженедельные мероприятия – лекции, деловые игры, трекинг-сессии. На них студенты узнают, как генерировать новые идеи, работать с ними, доводить до стадии продукта. Свои стартапы ребята смогут защитить как дипломы, а компания предлагает дальнейшее развитие продуктов уже на площадке МТС.

Что нужно, чтобы студенческий стартап перешел в продуктовое подразделение МТС, и как студенты к этому идут?

«Гараж» для томских студентов открыт

Подходы к инновациям в топ-50 компаний мира строятся на нескольких стратегиях: слияние и поглощение других компаний, работа со стартапами, R&D, партнерство, развитие идей сотрудников. МТС, сделав ставку на развитие инноваций, использует все эти подходы. За минувшие 2,5 года ее сотрудники предложили 340 идей и создали 8 прототипов продуктов. Любой работник может сказать: «У меня есть классная идея!» – и получить ресурсы и возможность ее воплотить в жизнь. Именно для этого в МТС создан Центр внутренних инноваций, реализующий программу «МТС Startup Garage».

В 2021 году компания открыла для себя новые перспективы – начала работать с идеями студентов. Это пилотный проект, и Томск – единственный в России город, где уже ведется работа с тремя вузами, в их числе Томский государственный университет.

– Сегодня у компаний есть кадровый голод, особенно в сфере IT, – рассказывает сотрудник «МТС Startup Garage» Александр Смирнов. – Мы начали активную работу, огромное спасибо коллегам в ТГУ за активность, радостно видеть их вовлеченность. Для нас это шанс прийти к талантливым студентам раньше других компаний. На основе томского пилотного проекта мы будем прорабатывать методологию развития студенческих стартапов.

buxjbk.jpg

Две студенческих команды – UСan и «Быстрая помощь» – уже приступили к проработке своих идей.

– Сюда мы пришли за опытом, интересно погрузиться в стартап. У нас огромное количество идей, но раньше мы не находили инструментов. Частью нынешней команды UCan мы участвовали в проекте «Томск HUB», получили отличный опыт, знаем, как правильно работать, как запустить продукт, как его проверить, протестировать. Сейчас мы хотим и готовы работать дальше, – говорит Данила Воложанин, студент 1 курса программы «Предпринимательство и управление проектами (Капитаны)» ИЭМ ТГУ.

Интерактивная платформа UCan, которую придумали студенты, позволяет людям достигать любых целей посредством стимулов поведенческой экономики.

– Допустим, вы хотите читать каждый день. Вы замораживаете определенную сумму, за вами устанавливается рефери – друг, знакомый, который следит за прогрессом. Если не выполняете – часть суммы сгорает. Так вы идете постепенно к результату. Мы берем 20% от суммы, которая сгорает. Если удастся проработать проект, то будем на нем зарабатывать, – объясняет Данила.

Чему учат в «Гараже»?

В ТГУ уже прошли лекции о том, как рождаются идеи, мастерские, где студенты прорабатывали свои идеи и наиболее активные студенты получили призы от МТС. Далее – работа с идеей: кто целевая аудитория, какая бизнес-модель, какую проблему продукт решает. Следующий этап – питч, рассказ о своем продукте.

– Чтобы реализовать стартап, нужны определенные компетенции, даже несмотря на профессионализм, не у всех сотрудников они есть. И далеко не у всех студентов, – продолжает Александр Смирнов. – Это особенные навыки работы над продуктами и стартапом. Сейчас мы приглашаем студентов с идеями любой степени проработки. Компании интересны любые решения в области цифры – сайты, приложения, которые решают чью-то проблему.

Александр поясняет, что порядка 90% стартапов не доходят до первого раунда инвестиций, а когда финишируют, то 42% продуктов оказываются никому не нужными – потому что в самом начале своего пути не разобрались с клиентским сегментом, с проблемой которую они помогают решить.

nzrn0h74.jpg

Один из форматов работы – деловая игра «Стартап». Каждый участник выходит на сцену и защищает бизнес-проект, исходя из условий, выпавших на карточках. Проекты – самые невероятные: перевозка блогеров в условиях быстрой заморозки, чтобы останавливалось время и блогеры в пути не старели, защитные костюмы из углепластика для путешествующих пенсионеров и прочее.

Формат игры позволяет разбудить креативность, отключить внутренние ограничения, научиться анализировать самые невероятные вводные, а потом применить полученный навык уже к реальной задаче. Чтобы проанализировать свое выступление, Александр делает запись и отдает ее выступавшим.

– Моя задача – тректинг, – продолжает Александр Смирнов. – Студенты сами ставят себе задачи, а я помогаю им двигаться быстрее. Стартап – это точно про ошибки: чем их будет больше, тем лучше. По итогам мастерских получились некоторые идеи, с ними команды пойдут на предакселерацию. В итоге ребята смогут защитить свой стартап как диплом, это классно!

Что с этим делать дальше, после выпуска?

В МТС уже разработан план. Если продуктовое видение сформировано, компания возьмет ребят на следующий этап – акселерацию. Если удастся создать работающий прототип и тестовыми продажами подтвердить спрос, то предложит развивать продукт дальше как продуктовое подразделение МТС. Кроме того, вскоре у томских студентов появится еще одна возможность – финтех, важное для МТС направление, и командам предложат стажировки в МТС Банке.

41owc7pn.jpg

Текст и фото: ИЭМ ТГУ