Томский государственный университет открыл набор на «цифровые кафедры». На них студенты российских вузов смогут бесплатно освоить ИТ-профессию параллельно с основным обучением, если их специальность не связана с информационными технологиями. В 2025 году для выбора доступно 16 программ, включая шесть новых: «Цифровой исследователь», «Инженер бизнес-процессов в 1С-Битрикс24», «Специалист по внедрению и развитию корпоративных информационных систем 1С», «Дизайнер интерфейсов цифрового продукта», «Профессия: Маркетинговый аналитик» и «Профессия: Системный аналитик». Обучение проходит онлайн и длится девять месяцев.
Подать заявку на первую волну можно до 21 сентября.
— «Цифровые кафедры» дают востребованные ИТ-навыки для любой профессии, — поясняет руководитель проекта, директор центра педагогического дизайна и онлайн-обучения Института дистанционного образования ТГУ Дарья Маслова. — Все программы построены по принципу «цифровой навык плюс отрасль», поэтому полученные компетенции дают выпускнику серьезное преимущество при трудоустройстве и открывают новые карьерные возможности.
В 2025 году на «цифровых кафедрах» ТГУ могут учиться студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры всех российских вузов, обучающиеся на направлениях, не связанных со сферой ИТ (список ИТ-направлений можно найти на сайте проекта). Программы также доступны для заочников. Важно, чтобы студент был старше первого курса бакалавриата/специалитета и ранее не учился на «цифровых кафедрах».
Обучение на «цифровых кафедрах» ТГУ начнется 20 октября по направлениям:
-
«Специалист по цифровой трансформации юридической деятельности»
-
«Цифровой дизайн»
-
«Менеджер гибкого управления IT-проектами»
-
«Инженер по тестированию программного обеспечения»
-
«Цифровая химия»
-
«Оператор БАС: фотограмметрия и дистанционное зондирование»
-
«Менеджер цифровой трансформации бизнес-процессов»
-
«Цифровые коммуникации»
-
«EdTech-мастер»
-
«Профессия: Аналитик данных»
-
«Цифровой исследователь»*
-
«Инженер бизнес-процессов в 1С-Битрикс24»*
-
«Специалист по внедрению и развитию корпоративных информационных систем 1С»*
-
«Дизайнер интерфейсов цифрового продукта»*
-
«Профессия: Маркетинговый аналитик»*
-
«Профессия: Системный аналитик»*
* — новые программы 2025 года
— В этом году у нас представлена целая линейка актуальных новых программ. Составляя их, мы ориентировались на общие тренды, направленные на укрепление технологического лидерства России, — объясняет Дарья Маслова. — Главные мотивы этих программ — разработка и продвижение цифровых продуктов, построение бизнес-процессов на базе отечественного ПО и выход на новый уровень научных исследований с применением обработки данных и машинного обучения. Всё в тренде и, главное, очень востребовано работодателями. Перед запуском каждой программы мы собираем минимум три отзыва от представителей индустрии.
На новой программе «Цифровой исследователь» студенты освоят методы программирования и инструменты искусственного интеллекта для обработки и визуализации научной информации. Выпускники направления «Инженер бизнес-процессов в 1С-Битрикс24» смогут создавать вебхуки, виджеты, чат-боты, CRM-формы и другие современные решения для оптимизации процессов в компании, а также работать в паре с ИИ в режиме Copilot.
Программа «Специалист по внедрению и развитию корпоративных информационных систем 1С» подойдет тем, кто планирует строить карьеру в компании, продающей товары и услуги, или начать свое дело. Здесь студенты изучат общую архитектуру 1С, научатся работать с доменом «Продажи» и организовывать процесс учета для своей предметной области.
Выпускники программы «Дизайнер интерфейсов цифрового продукта» смогут составлять техническое задание, а также самостоятельно создавать и тестировать сайты, приложения и другие цифровые продукты.
Направление «Профессия: Маркетинговый аналитик» подготовит маркетологов-аналитиков, способных обеспечивать принятие маркетинговых решений на основе объективных цифровых показателей, а программа «Профессия: Системный аналитик» — специалистов, способных создавать и поддерживать информационные системы, решающие реальные задачи бизнеса.
— Команды для новых программ подобраны филигранно и включают экспертов из университета и отраслей, — отмечает Дарья. — Например, в программе «Цифровой исследователь» руководителем является именитый ученый-физик Ирина Шрайбер, совмещающая множество научных проектов, в том числе на базе Большого адронного коллайдера. В качестве примеров для анализа данных на программе будет использоваться информация, связанная с зарождением Вселенной.
Обучение на «цифровых кафедрах» длится девять месяцев и занимает 4-10 часов в неделю. Встречи в вебинаре проходят примерно раз в неделю. На каждой программе студенты нарабатывают портфолио: за время учебы они выполняют несколько учебных проектов и один реальный в рамках стажировки в компании. 100 наиболее мотивированных студентов в этом году также смогут в командах разработать десять высокотехнологичных проектов под руководством кураторов из отрасли на специальном треке в области технологического предпринимательства.
Итоговая аттестация, как правило, проходит в формате защиты проекта, выполненного в рамках стажировки. По окончании обучения студенты получают диплом о профессиональной переподготовке по IT-направлению.
Узнать больше о «цифровых кафедрах» ТГУ и подать заявку на обучение можно на сайте: https://itkaftsu.ru/.
Первая волна приема заявок завершится 21 сентября.
Интересные подробности о проекте и полезные материалы о цифровизации можно найти в Telegram-канале «цифровых кафедр» ТГУ «Цифроградный Меркурий».
Для справки:
«Цифровые кафедры» — совместный проект министерства науки и высшего образования РФ и министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, реализуемый в рамках федерального проекта «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодежь и дети». Проект функционирует с 2022 года. В 2024 году на «цифровые кафедры» ТГУ поступили 5 400 студентов из 160 университетов России.
Поддержка деятельности «цифровых кафедр» на базе ТГУ соответствует целям и задачам образовательной политики ТГУ в рамках федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».