Студенты ФИПН нашли артефакты на раскопках средневекового могильника

Cтуденты 1 курса факультета исторических и политических наук ТГУ во время полевой археологической практики участвовали в раскопках могильника, обнаруженного в 2021 году в средневековой Таре – русском городе под Омском. Раскопки проводились Томским государственным университетом (руководитель практики – заведующая кафедрой археологии и исторического краеведения ФИПН Мария Черная) и омской лабораторией археологии, этнографии и музееведения ИАЭТ СО РАН (руководители – старший научный сотрудник и держатель открытого листа на право проведения раскопок Сергей Татауров, старший научный сотрудник Сергей Тихонов). В могильнике вскрыто более 90 новых захоронений. Среди найденных предметов – золотое украшение – редчайшая находка для православных могильников; а в поселенческом слое найдено ядро для затинной пищали – оружия XVII века. Изучение захоронений привело к выводам об отсутствии единого православного канона погребения.

На трехнедельные летние раскопки основанной в 1594 году средневековой Тары студенты факультета исторических и политических наук ТГУ ездят с 2010 года в рамках ежегодной полевой археологической практики. Благодаря хорошо сохранившемуся в той местности культурному слою им удается находить уникальный археологический материал. 

Обычно ребята копают «поселенческий» слой – жилые строения, летние кухни, бани, погреба. В этом году на раскопках на территории Тарской крепости нашли железное ядро, которое использовалось в затинных пищалях – орудиях тех времен, используемых для защиты крепости. А на раскопках кладбища Тары удалось обнаружить более 90 православных захоронений, в одном была найдена золотая серьга, хотя в средние века украшения в могилах православных обычно не оставляли, рассказывает руководитель полевой практики студентов ТГУ, заведующая кафедрой археологии и исторического краеведения ФИПН Мария Черная

– Мы расчистили один из костяков и по антропологическому материалу определили, что это женское погребение. Нашли у нее в руке православный крест или, как мы их называем, «крест-тельник», а когда повернули череп, увидели, что под ним лежит блестящая золотая серьга в виде свернувшейся в кольцо змеи, кусающей себя за хвост, – поясняет Мария Петровна. – Сам образ змеи – очень древний и распространенный, и теперь нам нужно понять, «прочитать» то, что мы раскопали. Однозначно можно сказать, что эта женщина явно из семьи, которая могла себе позволить положить золотую вещь в могилу. По методике реконструкции лица по черепу эксперты смогут воссоздать облик женщины. 

На вопрос, к какому времени относится найденный могильник – XVII или XVIII веку, пока нет однозначного ответа, упоминаний о нем, описаний, обозначений в документах и картах того времени нет или они не сохранились. Археология для того периода времени – чрезвычайно важный источник новой информации, считает Мария Черная. Все найденные погребения оказались не в дощатых гробах, а в деревянных колодах, то есть в выдолбленных стволах деревьев. При этом кресты-тельники находились на груди умерших и лишь один был вложен в руку. На тарском кладбище могил с тельниками оказалось в несколько раз меньше, чем погребенных, что отражает общую для того времени практику – отсутствие обязательного правила ношения креста, как и правила класть его в могилу, говорит археолог. 

IMG-20220912-WA0026 FIPN 2.jpg
Крест-тельник, найденный в захоронении

Фото: студенты и сотрудники ФИПН

Обнаруженное кладбище находилось за пределами стен Тары, хотя в то время хоронили и внутри городов – около церквей, рядом с жилыми постройками, а то и под полом дома как отголосок культа предков – пусть умерший охраняет своих сородичей. Глубина могил была разной – от 50 см до 1–1,3 м, варьировалась и их ориентация в пространстве. К примеру, в тарском могильнике захоронения расположены перпендикулярно друг к другу – как по линии север-юг, так и по линии запад-восток. 

– Один из наших коллег проанализировал положение рук погребенных по материалам разных могильников, и насчитал несколько десятков – как они только не лежали! Здесь тоже какого-то правила не было. Археология хорошо показывает, – говорит Мария Черная, – что жесткого канона захоронения у православных средневековой Руси не было. Мы наблюдаем в ходе раскопок вариации в погребальном обряде, причины которых прозаичны: скажем, хоронили за пределами города, потому что внутри уже не хватало места, ориентировали могилу, исходя из планиграфических и топографических особенностей местности. 

Мария Петровна добавляет, что в сознании наших предков, жизнь которых была весьма непростой, практическая сметка уживалась с иррациональными, мистическими представлениями о жизни и смерти, по сути своей, языческими:

– Так, люди того времени умели себя защищать, они владели правилами ведения боя, умели пользоваться оружием, детали и элементы которого – пули и пулелейки, курки, пищальные кремни, ножи, наконечники стрел и другие – представлены в раскопках. Вместе с тем свое жилое пространство они «обороняли» и посредством защитной магии, нанося сакральные метки на окна и двери. Это отражение так называемого «народного варианта» православия, носителями которого были наши предки. 

Среди других находок Тарской экспедиции – монеты, фрагменты гончарной керамики, железные ножи, подковы, игральные фишки и кубик, другие предметы. 

Вместе со студентами ТГУ в экспедиции принимали участие студенты из Омского государственного университета и волонтеры военно-исторического клуба «Служилые люди Сибири». По словам Марии Петровны, студенты без всякого мистического страха, с большим интересом, а по мере обретения навыка, уже профессионально расчищали костяки, ювелирно очищая от земли даже самые мелкие косточки, не сдвигая их с места. Они учились фиксировать, зарисовывать и тщательно описывать захоронения и к середине практики уже стали разбираться, к какой части скелета относится та или иная кость. А главное – они начали понимать, что соприкасаются с живой историей, что найденные предметы когда-то выполняли ту или иную функцию, их держали в руках люди, костяки которых они расчищали; а все это вместе – постройки, вещи, захоронения – составляет «плоть» истории, отмечает Мария Черная

– История – это не просто даты, имена и события. Они как бусины, нанизанные на исторические нити в определенном порядке, отражающем причинно-следственные связи. Важно понять, что из чего следует и почему. В археологии это сделать сложнее, поскольку наши источники «немые», информаторов у нас нет, от тех, кто мог бы рассказать, остались в лучшем случае лишь костяки… Мы должны суметь прочитать наши источники, «разговорить» их. Историю делают люди и познают ее тоже люди. 

Археологи – как детективы истории, которые по вещественным «уликам» восстанавливают картины прошлого. И первые такие умения студенты получают на археологической практике. 

Благодаря труду студентов ФИПН ТГУ на летней полевой практике 2022 года, объявленного Годом народного творчества и нематериального культурного наследия народов России, коллекцию кабинета антропологии Томского государственного университета пополнит новый антропологический материал.