Студентка Юридического института ТГУ Дарья Кондырева в составе команды победила на Российском культурно-образовательном хакатоне «История будущего» 2022. Проект «Edu в поезде» был признан лучшим и будет реализован в 2023 году совместно с Российским культурным фондом – организатором хакатона. Через приложение «Edu в поезде» маленькие и юные пассажиры, а также их родители или сопровождающие проводили время во время поездок с пользой – в игровом формате узнавали исторические и культурные подробности о регионах и городах на маршруте.
Участие в хакатоне «История будущего» Российского культурного фонда приняли двое студентов Юридического института ТГУ – Дарья Кондырева и Лев Швец, а также студентка Института искусств и культуры ТГУ Татьяна Берснева. Вместе со студентами из разных регионов страны они разрабатывали собственные проекты.
В 2022 году генеральной темой хакатона стало «Придумано в России». Участникам дали возможность реализовать свой творческий потенциал и воплотить в жизнь проект в сфере искусства и культуры под эгидой и при экспертной поддержке Российского фонда культуры.
Дарья Кондырева – студентка второго курса Юридического института, отличница, пресс-секретарь Научного студенческого общества ЮИ ТГУ, занимается кураторской деятельностью, помогая первокурсникам влиться в университетскую среду. Кроме того, Дарья – постоянный автор статей журнала ЮИ VERDICT, ведет телеграм-канал ЮИ и группу НСО ЮИ во «ВКонтакте».
– На хакатон необходимо было подать заявку: рассказ о себе, своих хобби, увлечениях, что хотела бы получить от хакатона, мои достижения, которые я имела на момент подачи заявки, а также минутный видеоролик-презентацию, – рассказывает Дарья Кондырева. – Для дальнейшего участия был проведен большой отбор: насколько мне известно, заявки подавали более 1000 человек. Если честно, ждать результата было волнительно, но когда пришло письмо-подтверждение, что я прошла первый этап отбора, меня ждало еще онлайн-собеседование. То, что я прошла, было для меня достаточно неожиданно, ведь моя сфера деятельности не связана особо с культурой. Но организаторы явно учли те факты, что я журналист и SMM-щик.
Командам на выбор было предложено восемь тем для будущего проекта: «Развитие регионов (культурный туризм, экотуризм)», «Развитие интереса к народным жанрам (музыка, кино, фольклор)», «Репрезентация современного искусства России: стрит-арт, фотореализм и т.д.», «Россия – многоконфессиональное и многонациональное государство: сохранение культурного нематериального наследия разных этносов», «Культура начинается с семьи: как развивать интерес к традициям семьи, передаче ценностей из поколений в поколения», «Сохранение наследия потерянных и разрушенных памятников культуры через благотворительные кампании», «Привлечение внимания к культурным учреждениям: музеи и театры», «Диджитал-культура: арт-проекты, nft».
– Для меня приоритетной стала первая тема, «Развитие регионов: туризм, экотуризм». К счастью, я на нее и попала. Проект нашей команды называется «EDU в поезде» (читать именно как «Еду», а не «едУ»). Человек, который едет в поезде, обычно не задумывается о том, какие субъекты Российской Федерации он проезжает. Для него это поездка из пункта А в пункт В. А вместе со взрослыми в поездах ездят и дети, для которых это время тянется бесконечно долго, они начинают страдать от скуки и безделья. Наша команда решила разработать приложение, которое помогало бы провести время в поезде с пользой и интересом, или внедрить эту идею в приложение РЖД, если они захотят сотрудничать, –– поясняет Дарья Кондырева.
По задумке команды, ребенок или его родители заходят в приложение, вбивают номер билета (чтобы пользоваться приложением можно было только во время поездки) и выбирают возрастную категорию: 8–11 либо 12–16 лет. Далее пользователь видит интерактивную карту регионов, которые он будет проезжать во время своего пути. Как только поезд оказывается в том или ином регионе, приходит оповещение. После этого работа с приложением делится на теоретическую и практическую часть.
В теоретической части пользователь узнает историческую, культурную, этническую, туристическую, гастрономическую информацию об этом регионе в формате мультфильмов, сказок, подкастов либо видеопрезентаций, в зависимости от возрастной категории. В практической – предлагают закрепить новый материал посредством игр: раскрасок, пазлов для более младших, квизов и викторин для более старших детей. За быстрое или качественное прохождение игры пользователю начисляюся баллы. Согласно задумке, в конце поездки эти баллы можно будет обменять на призы – сувениры от РЖД, небольшие игрушки или онлайн-подарки – электронные книги или курсы.
Как отмечает Дарья, этим приложением решается сразу несколько задач: дети узнают много нового о своей родной стране. Так как они – будущее России, это очень важно. Ну и во-вторых, ребят развлекают их во время длительной поездки. К своей презентации команда создала телеграм-бота, чтобы показать, как примерно функционирует задумка, а также создала небольшой подкаст про Воронежскую область.
– Поскольку мы стали победителями хакатона, РФК выделит нам деньги на реализацию проекта. Более того, один из экспертов, Арсений Уралов, председатель комитета по цифровому развитию СНГ, соучредитель кружкового движения НТИ, ментор «Сколково», сказал, что наш проект очень актуален, его нужно развивать и на взрослую аудиторию, и на авиа- и автобусные путешествия, – добавляет Дарья Кондырева.
Еще один участник хакатона из ТГУ, студент второго курса магистратуры ЮИ Лев Швец в своей команде разрабатывал проект «Re:музей», направленный на проведение научного исследования на основе анализа больших данных. Идея проекта в том, что благодаря исследованию поведения посетителей музеев и театров культурным площадкам можно предлагать индивидуальные пакетные решения по повышению посещаемости, к тому же удобнее будет анализировать наиболее эффективные направления, отчитываться о расходовании средств на развитие культурных учреждений.
– Когда из нескольких сотен творческих студентов по всей стране отобрали меня, я был удивлен: что может сделать юрист на культурно-образовательном хакатоне? Но в итоге оказалось, что команды были сформированы из участников разных специальностей и профессий. Например, в моей команде были программисты, режиссеры, экономисты, музыканты. Я отвечал за правовой анализ проблем в сфере посещаемости музеев и театров, выявлял различные риски при составлении бизнес-модели проекта. Благодаря объединению на хакатоне студентов со всей страны и разных направлений, многие проекты получились междисициплинарными, – отмечает Лев Швец.
Студентка первого курса магистратуры ИИК Татьяна Берснева тоже отметила, что участие в хакатоне было для нее новым, но очень важным опытом интенсивной работы над интересным проектом в короткие сроки.
– Были созданы все условия для продуктивной работы. И я убедилась, что культурно-образовательные хакатоны – место, где я могу найти себе применение и получить новые ценные навыки и знания. Мы занимались разработкой проекта, направленного на репрезентацию идентичности России и ее регионов посредством современного искусства и стрит-арта Тема проекта, над которой мы работали с командой, для меня оказалась очень близкой, и я могла применить свою экспертность, – комментирует, в свою очередь, студентка первого курса магистратуры ИИК Татьяна Берснева.
Видео завершающего дня хакатона: защита проектов и награждение победителей
Справка: II российский культурно-образовательный хакатон «История будущего» 2022 состоялся 25–27 ноября в Москве и собрал 80 студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Помимо разработки проекта, для участников были организованы лекции, мастер-классы, круглые столы и встречи с экспертами, в ходе которых лидеры креативных отраслей поделились опытом развития творческого сектора в России.