Студентам пилотных программ ТГУ нужно образование, нацеленное на практику

Со студентами Томского госуниверситета, поступившими на программы пилотного проекта по совершенствованию модели высшего образования, встретилась заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова. Она обсудила с первокурсниками, чем отличается их обучение от обычных программ бакалавриата и специалитета, и попросила помочь в реализации «пилота» в Томском государственном университете.

В 2023 году в России стартовал пилотный эксперимент по изменению профессионального образования. В соответствии с указом президента РФ от 12 мая 2023 года «пилот» реализуется на базе шести вузов, в том числе и в ТГУ. В ТГУ в «пилот» вошли 13 программ базового и специализированного высшего образования, на которые в этом году зачислено почти 700 студентов.

Как показал опрос, проведенный во время встреч со студентами, большинство первокурсников пилотных программ поступали на эти программы в ТГУ целенаправленно. Студенты отмечали, что, в общем, понимают, в чем заключается суть эксперимента, и поддерживают происходящие перемены.

— Мы предложили студентам написать свои варианты того, что очень важно для классного образования в вузе. Среди ответов были «студентоцентричное образование», «с большой долей практической подготовки», «интегрированное в зарубежные образовательные системы и рынки труда» и так далее. Упоминали ребята и участие работодателя в их образовании, и расширение возможностей внеучебной деятельности в вузе, и междисциплинарность. Эти ответы говорят о том, что первокурсники уже понимают, в какую сторону будет двигаться высшее образование в ближайшие годы, — говорит Елена Суханова.

tab1.png
Результаты опроса студентов ТГУ

Отвечая на вопрос о том, каким они видят качественное университетское образование, студенты разных специальностей демонстрировали разные приоритеты. Например, для будущих юристов самой ценной является возможность изучать именно то, что пригодится в будущем в профессиональной деятельности. Химики и айтишники преимущественно голосовали за практики и стажировки в компаниях. Для студентов пилотных программ ИЭМ и ФилФ очень важно в процессе обучения знакомиться с настоящими профессионалами, экспертами.

На встречах со студентами Елена Суханова еще раз обозначила основные отличия пилотных программ: увеличенное количество практической подготовки, получение дополнительных квалификаций, возможность включиться в профессиональную деятельность уже во время обучения, разные формы аттестации.

1024-471-max Суханова.jpg
Встреча с первокурсниками пилотных программ ТГУ

Фото: Институт образования ТГУ

Молодежь, в свою очередь, задавала точные и действительно важные вопросы по реализации «пилота». В частности, студентов очень интересует всё, что связано с участием работодателей: как будет организована практика; где узнать список работодателей, взаимодействующих с программой; как практическая работа будет встраиваться в обучение. Каждая специальность имеет собственную специфику, и получить детальные ответы на эти вопросы студенты могут у руководителей образовательных программ или у деканов.

— Были и острые вопросы: о конкурентоспособности нового российского образования в мире, судьбе пилотного проекта в ближайшие годы, предполагаемых результатах проекта и востребованности выпускников и так далее. Эти вопросы мы постараемся переадресовать министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Обратная связь от студентов очень важна в этом проекте, без нее проект не «взлетит», — отметила Суханова.

tab2.jpg
Слайд из презентации Е.А. Сухановой

Лучшие практики пилотных образовательных программ в Томском государственном университете планируют распространять на все реализуемые в университете программы уже в ближайшее время, не дожидаясь 2025 года, когда на новую систему перейдут все российские вузы. Как подчеркнула Елена Анатольевна, российским студентам предстоит стать не просто обучающимися, а действительно субъектами образования — с возможностью выбирать собственные траектории подготовки и реализовывать свое право на качественное востребованное образование.