Top.Mail.Ru

Слушатели из 10 регионов участвуют в Школе прикладного анализа big data

Очный модуль второй ежегодной Школы прикладного анализа больших данных прошел в Президентской академии. В нем принимают участие более 30 слушателей из 10 регионов России. Они учатся сбору, обработке и хранению данных из открытых источников и создают собственные проекты с использованием больших данных. Например, разрабатывают обучающую программу по туризму, исследуют эйджизм и ищут образовательные тренды.

Школа прикладного анализа больших данных реализуют Академия Дата-Дайвинг и Томский государственный университет совместно с Институтом общественных наук РАНХиГС.

– Ежегодная школа на площадке Президентской академии собирает команды ведущих вузов страны для решения прикладных и социально значимых задач в различных сферах, – подчеркивает генеральный директор Университетского консорциума исследователей больших данных Вячеслав Гойко. – К примеру, в последние годы с бурным развитием туристической отрасли стал ощущаться дефицит сертифицированных гидов. В апреле мы провели проектно-аналитическую сессию для вузов СКФО в Ставрополе, определили задачи, и уже в мае в рамках школы совместная команда института туризма КБГУ, ННГУ им. Лобачевского и Камчатского госуниверситета разработали проект по сетевому обучению гидов экскурсоводов.

В 2024 году школа представлена двумя тематическими треками: управление образованием и социальные проекты. В первом случае слушатели разрабатывают образовательные программы под запрос рынка, анализируют тренды, а во втором – учатся применять большие данные в прикладных проектах. Во время обучения участники работали с сервисом РосНавык, также участникам были представлены кейсы – анализ мнений и настроений российского студенчества по данным соцсетей, анализ качества образовательных продуктов с помощью нейросетей и другие.

_1078519_1200 ШПАД 2024.jpg
Очный модуль Школы прикладного анализа больших данных

Фото предоставили сотрудники лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ

Экспертами школы выступили Константин Воронцов, д.ф.-м.н., профессор РАН, руководитель лаборатории машинного обучения и семантического анализа Института искусственного интеллекта МГУ, профессор МГУ и МФТИ; Марк Трифонов, директор дирекции проектов развития негосударственного института развития «Иннопрактика»; Дарья Мальцева, заведующая Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ; Давид Калхиташвили, старший аналитик дирекции данных РАНХиГС; Вячеслав Гойко, генеральный директор Академии Дата-Дайвинг, генеральный директор Университетского консорциума исследователей больших данных; Илья Чистяков, консультант Университета Банка России

– Уже третий раз участвую в качестве эксперта и могу говорить о тенденциях, – отмечает Константин Воронцов. – ШПАД дает минимальный необходимый набор знаний о технологиях анализа больших данных, достаточный для выполнения собственных социогуманитарных исследований. Большинство проектов участников школы – о том, как сначала вычленить из огромного массива сырых данных именно то, что относится к исследуемой проблеме, затем выявить структуры и закономерности, дающие ответы на социально значимые вопросы. Этот сценарий всё чётче проявляется в его методологической общности и технологической конкретности, независимо от того, о какой области идет речь — образовании, здравоохранении, рынке труда, туризме, литературе. Думаю, что участники школы не только получают важные знания и навыки, но и способствуют своими работами становлению большого нового научного направления.

В очном модуле участники в группах при сопровождении модераторов и экспертов разработали идеи собственных учебных проектов и составили техническое задание для сбора необходимых для дальнейшего анализа данных. Данные затем предоставит участникам Университетский консорциум исследователей больших данных. Среди проектов:

  • Быстрая аналитика тестов и оценочных нормативов

  • Разработка сервиса сопоставления образовательных программ с текущими потребностями регионального рынка труда

  • Эмоциональные паттерны языка вражды молодежи 18-24 лет в телеграм-каналах

  • Разработка компетентностного ядра для образовательных программ Института общественных наук Президентской академии

  • Подготовка сетевой программы дополнительного профессионального образования в сфере туризма на основе анализа данных рынка труда

  • РосИнтерес: прогнозирование трендов в области ДО/ДПО с опорой на интересы целевой аудитории для адаптации образовательных программ

  • Эйджизм в социально-трудовых отношениях

Программа завершилась защитой групповых проектов перед экспертами, которые дали участникам практические рекомендации по дальнейшему улучшению и развитию представленных идей.

Далее участников школы ожидает 3 недели онлайн-обучения: они завершат работу над своими групповыми проектами в сопровождении модераторов, получат консультации экспертов и дополнительные образовательные материалы. 24 июня состоится финальная защита проектов, где участники представят результаты проделанной работы.