Школьники попробовали себя в роли исследователей на чемпионате ТАПИР в ТГУ

В конце октября в Томском государственном университете прошел Всероссийский чемпионат «ТАПИР»: его главная задача — приобщение школьников к культуре проектно-исследовательской деятельности в университетской среде. В чемпионате 2023 года приняли участие 138 школьников — ученики 5-11 классов из Томска, Северска, Горно-Алтайска, Стрежевого, Белого Яра, Каргаска, Кисловки и Поротниково.

Организатором выступил Центр развития современных компетенций ТГУ при поддержке Томского регионального центра развития талантов «Пульсар». Провести чемпионат помогли студенты и преподаватели ТГУ, ТПУ и ТГПУ, сотрудники институтов и лабораторий СО РАН.

«Мы предложили школьникам реальные научные кейсы от ученых Большого университета Томска. Разные вузы и факультеты сформулировали задачи в рамках своих исследований. В течение трех дней ребята прорабатывали эти задачи от нуля до финального продукта. Смысл ТАПИРа не только в том, что у участников чемпионата должно получиться настоящее исследование, но и в том, что делать его приходится в очень интенсивном режиме. Тем самым школьники входят в науку очень быстро, на реальной деятельности и с помощью реальных ученых Большого университета», — поясняет эксперт Института образования ТГУ Надежда Муха.

Участников ТАПИРа ждали два этапа конкурса. На первом, дистанционном этапе школьники решали тест на общую научную грамотность и снимали научно-популярные ролики на разные темы — от истории развития авиации до сложных вопросов в области пресечения права и морали.

Затем ребята встретились в ТГУ на очном туре и получили задания для исследовательских работ. Всего было подготовлено 9 задач в трех треках: социо-гуманитарном, техническом и естественнонаучном.

«Наша команда называется «Грызем гранит науки». Мы участвуем в социо-гуманитарном треке, работаем над биоэтикой. Наша проблема звучит так: мужчине 55 лет, он попал в больницу с инсультом, у него поражена большая часть мозга. Он под действием аппарата ИВЛ. Сам вопрос, который нам надо изучить: будет ли правильно с точки зрения этики отключить его от аппарата?» — поделилась примером одного из кейсов участница чемпионата Валерия Колченко (6 класс, гимназия № 18).

HBbFZ030bM0.jpg

«Мы выбрали кейс фундаментально-прикладной лингвистики: выясняли, с чем люди ассоциируют весну. Рассмотрели проблему с разных сторон: изучали, как поэты разных веков воспринимали весну, спрашивали людей на улице, проводили опросы в соцсетях. Также рассматривали с научной точки зрения, что такое весна. Очень интересно было выдвигать свои гипотезы и после исследования смотреть, подтвердились они или нет», — рассказала Алекса Жабина (10 класс, школа имени Н.И. Лобачевского).

В других треках школьники изучали биомеханику бега, разрабатывали прибор для измерения температуры вечной мерзлоты, занимались прикладной лингвистикой. Также участники чемпионата могли посетить мастер-классы, где эксперты подробно рассказывали о направлениях конкурса, о правилах создания научной работы и ее представления на публике. Очный тур ТАПИРа продлился три дня.

В заключительный день прошла презентация работ. Победителей выбирали в каждом из треков чемпионата, в старшей (9-11 класс) и младшей (5-8 класс) лигах. Участников наградили за достижения как в очном, так и в дистанционном этапах.

Список победителей чемпионата ТАПИР

Больше фото с чемпионата – здесь