Учёные Томского государственного университета проводят масштабное обследование рек на загрязнение микропластиком. Недавно к исследованиям подключились школьники из отдаленных поселков Сибири и Дальнего Востока. В рамках проекта «Гранит науки» они помогают учёным с отбором проб донных отложений. Учащиеся школ при этом получают новый опыт, а исследователи – материал для анализа из точек, в которые трудно добраться.
– Одним из приоритетных исследовательских направлений Биологического института ТГУ является изучение микропластика в различных экосистемах: почве, твёрдых и жидких атмосферных осадках, воде, донных отложениях и в живых объектах, – говорит директор Центра исследования микропластика в окружающей среде ТГУ Юлия Франк. – Недавно в рамках федерального проекта «Гранит науки» к нашим исследованиям подключились школьники из населённых пунктов Красноярского края, таких как Ванавара, Байкит, Туруханск, Тура. Благодаря этому нам удалось расширить географию исследований.
Учёные Биологического института ТГУ разработали методические рекомендации по отбору проб донных отложений для дальнейшего анализа в лабораторных условиях, а школьники, интересующиеся наукой, под руководством своих учителей уже провели первые отборы проб. Сибирские реки вызывают интерес у исследователей всего мира как потенциальные пути транспорта микропластика в Арктику. Но только в ходе систематического мониторинга станет возможной детальная количественная оценка загрязнения рек бассейнов Оби, Енисея и Лены микропластиком.
– Гражданская наука, действительно, может быть полезной, – отмечает главный координатор проекта, сотрудник БИ ТГУ Андрей Трифонов. – В нашем случае это позволит сформировать обширную сеть мониторинговых точек на огромной территории страны. Сейчас есть список из 40 населённых пунктов, от Урала до Камчатки. Планируется что те школы, которые проявят заинтересованность в научном сотрудничестве, станут постоянными участниками проекта.
Населённые пункты будут точками долговременного мониторинга для анализа содержания микропластика в разные периоды года на крупных реках и их притоках. Это позволит учёным получить более чёткую картину по загрязнению рек.
– Участие школьников в данном проекте будет полезно и с точки зрения экологического воспитания, – считает Юлия Франк. – Дети, задействованные в отборе проб и в исследованиях, будут понимать, какую роль играет загрязнение микропластиком, какой вред оно наносит природе и человеку. Думаю, что это во многом изменит отношение школьников к окружающей среде, сделает его более бережным, а самих ребят – более ответственными.
Добавим, что исследование загрязнения экосистем микропластиком соответствуют целям и задачам стратегического проекта ТГУ «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни». Это стратегическое направление поддержано федеральной программой «Приоритет 2030» и является одним из ключевых для Томского государственного университета на ближайшие годы.