Сетевое мышление: как мозг адаптируется к жизни в онлайн-пространстве

Жизнь современного человека невозможно представить без пребывания в цифровом пространстве. Просмотр роликов на видеохостингах, мониторинг новостной ленты социальных сетей, общение в мессенджерах стали неотъемлемой частью нашей ежедневной рутины. Согласно данным, опубликованным в материале «Российской газеты», в 2022 году россияне проводили в интернете в среднем 3 часа 40 минут в день. Больше половины этого времени пользователи тратили на социальные сети (21%), просмотр видео (18%) и мессенджеры (15%), используя, в основном, мобильные устройства. 

О том, что именно происходит с мозгом человека при взаимодействии с сетевым пространством, а также о способах минимизировать негативное влияние цифровых устройств на его работоспособность сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала директор Центра нейронаук ТГУ, исследователь Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Анастасия Пешковская

А_Пешковская _ТГУ.jpg
Директор Центра нейронаук ТГУ Анастасия Пешковская

– Что означает понятие «сетевое (цифровое) мышление»? 

– В научном пространстве термин «цифровое мышление» используется нечасто, однако на просторах интернета такое словосочетание действительно встречается. Это можно объяснить особенностями перевода с английского языка, ведь говоря о «цифровом мышлении», мы подразумеваем клиповое мышление и цифровой интеллект

Согласно теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, у человека есть логико-математический, лингвистический, пространственный интеллект, а также социальный и эмоциональный – последние два были определены несколько позже. Думаю, в ближайшее время в эту структуру войдёт и цифровой интеллект (Digital Intelligence Quotient, DQ), исследования которого ведутся сегодня по всему миру. Само понятие было введено ещё в 2016 году ученым Пак Юхён (Dr. Yuhyun Park), которая определила цифровой интеллект как совокупность когнитивных, социальных и эмоциональных навыков, позволяющих противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифрового мира. К примеру, среди этих навыков есть цифровая грамотность, знание своих прав и безопасное поведение в цифровом пространстве, владение онлайн-коммуникацией и другое. 

В свою очередь, клиповое мышление часто упоминается в контексте описания особенностей подростков, которые «родились со смартфоном в руках» и привыкли воспринимать информацию поверхностно, в очень сжатом объёме и преимущественно в ярком и динамичном визуальном оформлении. Они могут испытывать сложности с концентрацией внимания, поскольку легко отвлекаются. 

В целом, конструктов, схожих с понятием сетевого или цифрового мышления, можно встретить много, но все они подразумевают под собой одно – особенности когнитивной сферы, мышления, познания, связанные с влиянием цифровой среды. 

– Что происходит с мозгом человека при взаимодействии с сетевым пространством? 

– Наш мозг пластичен, и нейронные связи могут изменяться под влиянием определённого опыта, например, онлайн-активности. Это может показаться невероятным, но сегодня есть данные, указывающие на то, что отказ от реального мира в пользу виртуальной среды способен вызывать нейрокогнитивные изменения. Так, всего шесть недель, проведённых за онлайн-играми, вызвали сокращение объёма серого вещества в орбитофронтальной коре – области мозга, отвечающей за принятие решений и контроль поведения. 

Мы пока не понимаем, насколько эти результаты могут быть транслированы на другие виды цифровой активности, например, регулярное использование социальных сетей. Тем не менее, справедливо утверждать, что чрезмерная вовлечённость в виртуальную среду действительно связана со структурными изменениями мозга. 

И, конечно, можно обозначить три крупных домена, на которые в первую очередь оказывает влияние виртуальное пространство

  • Внимание; 

  • Память; 

  • Социальный интеллект, или способность к эффективному общению с людьми в реальной жизни.

 

– Снижается ли эффективность работы мозга от частого пребывания в сети? От каких факторов это зависит? 

– Интернет-компании, генерируя контент, работают над созданием механизмов аттракции (привлечения), поскольку им необходимо, чтобы мы не просто увидели информацию, а определённым образом на неё отреагировали, например, перешли по ссылке, сделали репост. А теперь представьте, насколько эффективным, например, будет чтение, когда на экране то и дело появляется подобный привлекающий внимание красочный и интерактивный контент. С учётом аддиктивного потенциала, которым обладает виртуальная среда, то есть риска появления зависимости от социальных сетей, онлайн-игр и т.д., пользователь становится более восприимчив к контенту в яркой и увлекательной «обёртке». 

Как следствие, снижение произвольного внимания при выполнении задач, требующих глубокого погружения и анализа. По своей «механике» зависимость от сетевого пространства схожа с химической зависимостью, просто выработка дофамина осуществляется в ответ на «лайк» в соцсетях или пройденный уровень в онлайн-игре. Отсюда, кстати, и привычка всё время проверять смартфон, и феномен FoMO – страх пропустить что-нибудь важное (сообщение, комментарий, электронное письмо). 

– Есть ли отличие во влиянии цифровой среды на мышление взрослого и подростка? В чем оно проявляется? 

– Ребёнок сильнее подвержен риску ослабления произвольного внимания, так как детский мозг более пластичен и восприимчив к среде. По этой причине крайне важен баланс между реальным и виртуальным пространством в процессе его роста и развития. 

– Каким образом можно измерить это влияние? Какие инструменты исследования сегодня наиболее актуальны? 

– Если мы говорим о специализированных методах и инструментах, в распоряжении учёных их целый ряд. Это различные стандартизованные и валидизированные шкалы и опросники, позволяющие определить особенности поведения при использовании интернета и социальных сетей (social media use behaviour). Кроме того, есть более серьёзные технологии, позволяющие «заглянуть» напрямую в мозг:

  • Функциональная магнитно-резонансная томография – с её помощью можно зафиксировать изменения структур мозга; 

  • Электроэнцефалография – позволяет измерить особенности электрической активности мозга; 

  • Айтрекинг-технология – отлеживает взгляд и микродвижения глаз для определения особенностей восприятия того или иного цифрового контента. 

Существуют и более простые методы, доступные каждому – например, можно на своём смартфоне установить приложение, которое будет измерять количество времени, проведённое вами в социальных сетях или интернет-браузере. 

– Как можно минимизировать негативное влияние цифровых устройств на работоспособность мозга? Какие рекомендации по развитию цифрового интеллекта у детей вы можете дать? 

– На самом деле, развивать цифровой интеллект нужно прежде всего родителям, ведь ответственность за управление влиянием виртуальной среды на детей лежит именно на них. 

А рекомендации очень простые: чтобы минимизировать негативное влияние цифровых устройств на мозг, необходимо меньше времени проводить онлайн и чаще переключаться на занятия, не связанные с сетевой активностью. Перемена деятельности будет поддерживать и вас, и ваш мозг в работоспособном состоянии. Взрослым важно контролировать время, которое проводят их дети за экраном смартфона или компьютера. Не достигшим 6-летнего возраста стоит ограничить использование цифровых устройств до получаса-часа в день. Конечно, нельзя просто запрещать, нужно предлагать что-то взамен. Например, совместные занятия, которые будут развивать у ребёнка внимание, способность к анализу, логике, обработке информации, критическое мышление. Важен также личный пример, чтобы взрослые сами не проводили все своё свободное время в гаджетах.

Анастасия Пешковская – исследователь, лауреат европейской научной премии в области нейронаук и медицины ECNP Excellence Award (Утрехт, Нидерланды), директор Центра нейронаук Томского государственного университета, сотрудник Научно-исследовательского института психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН (Томск, Россия).

Для справки. Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды – аккредитованная ИТ-компания, учреждённая по поручению Президента России в октябре 2018 года. Центр создан с целью формирования комплексной системы по защите детей и подростков от воздействия негативной информации в цифровом пространстве. Благодаря разработанным методикам и собственным исследованиям специалисты организации создают и применяют на практике ИТ-решения для выявления контента, связанного с суицидальными проявлениями, распространением криминальной субкультуры и другими деструктивными тенденциями в молодёжной среде (информация с сайта АНО «ЦИСМ»).

Текст: АНО «ЦИСМ»