Алексей Князев: спрос на химиков растет по экспоненте

В условиях современной реальности химическая промышленность России остро нуждается в быстром создании новых продуктов и технологий. И.о. декана химического факультета ТГУ Алексей Князев рассказал, почему один из глобальных запросов возник именно со стороны химпрома, что ученые химического факультета готовы предложить стране и сколько химиков понадобится России в скором будущем.

А1.jpg
И.о. декана ХФ ТГУ Алексей Князев

НУЖНО БЫСТРО И МНОГО 

– Алексей Сергеевич, насколько вырос спрос на отечественные разработки и как обеспечить желаемое быстро? 

– Сейчас страна находится в довольно сложной ситуации, поскольку за короткий период лишилась сотен, а может быть и тысяч технологий, материалов, оборудования и прочих вещей. Когда мы спустились по пирамиде Маслоу на несколько ступеней вниз, оказалось, что для нас не так уж и страшно, если мы не увидим новый импортный фильм, не сыграем в новую игрушку. Зато отсутствие белой бумаги, зубной пасты, хороших стиральных порошков, резины для колес и целого ряда других продуктов, «завязанных» на химическую промышленность, люди воспринимают гораздо более чувствительно. Ты понимаешь, что у тебя нет никакой технологической независимости, когда видишь, что если у тебя забрать все чужое и оставить только свое, то останется не так уж много. 

Оказалось, что многие производства у нас отсутствуют, их нужно создавать, равно как и собственные технологии и продукты. Сейчас к этому активно привлекаются биологи, химики, материаловеды, инженеры, айтишники. В новых условиях нехватка специалистов – очень острая проблема. Предприятия перекупают друг у друга крепких профессионалов, готовы платить за это деньги в разы большие, чем год назад. Понятно, что кадровую проблему это никак не решает. 

Если говорить о потребности в новых продуктах и технологиях, все понимают, что быстро создать с нуля ничего нельзя, необходимы заделы. ХФ создавал их много лет по разным направлениям, и сейчас они оказались очень востребованы. Яркий пример – биоразлагаемые полимеры. Они разрабатывались с 2012 по 2014 год. Проект тогда, к сожалению, не получил должного признания и не был востребован на рынке, поскольку рынок был переполнен импортными аналогами по вполне доступной цене. 

A2 Князев ХФ ТГУ_.jpg
Научный задел, созданный на ХФ ТГУ, позволяет быстро создавать новые продукты и технологии

К счастью, школа, которая ими занималась, осталась. В марте прошлого года нам позвонили из «Фармстандарта» и предложили наши разработки испытать. На данный момент томская компания «Новохим» в Особой экономической зоне Томска организовала производство биоразлагаемых полимеров, которые уже ждут и «Фармстандарт», и «Фармсинтез», и другие. Такие примеры есть с аллантоином, антиржавином, гликолурилом и другими продуктами. 

Сложившуюся ситуацию нельзя назвать хорошей в силу многих причин, но она способствует тому, чтобы разработки томских химиков резко стали востребованными. Через систему Инжинирингового химико-технологического центра на химический факультет мы получаем ежедневно колоссальное количество запросов. На какие-то из них отвечаем положительно, от многих отказываемся. Происходит это даже не потому, что мы не можем выполнить тот или иной заказ, просто у нас нет столько умелых рук и талантливых голов, чтобы удовлетворить все запросы в масштабах страны. 

Но есть решения, к которым мы идем: очевидно, что набор абитуриентов на ХФ нужно увеличивать, начинать общаться со школьниками не с 11-го класса, а гораздо раньше – вовлекать их в химию, в среду университета, рассказывать и доказывать, что химики востребованы. И конечно, одна из главных задач для нашего химического будущего – строительство нового корпуса химического факультета. 

КАК УТОЛИТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД 

– Сложившаяся ситуация будет стимулировать развитие собственной промышленности, понадобятся кадры. Это же плюс, в том числе для вузов, способных готовить качественных специалистов?

– Сейчас мы оказались в ситуации, когда спрос сильно превышает предложение. И кадровый голод будет нарастать. Чтобы сделать разработку химической технологии, достаточно семь-восемь классических химиков. Но чтобы начать ее внедрение на производстве, нужно на порядок больше специалистов с таким же образованием, в том числе инженерным. Где их взять, когда пройдут инвестиционные периоды, построят и начнут запускать производства?

В настоящее время мы с компанией «ФАРУС» взаимодействуем по нескольким направлениям. Результатом этого сотрудничества должна стать организация предприятия для производства высших жирных спиртов в Салавате. Минимальное количество персонала, которое будет работать на нем, – 500 человек. Мы встречались недавно с башкирскими университетами, посчитали, сколько химиков с 2023 по 2025 год можно подготовить для этого производства. Выяснили, что даже десяти процентов не набирается, если ничего не делать дополнительно. 

Получается, что даже одно новое создаваемое производство уже перегружает образовательную систему. Но ведь речь идет не об одном предприятии, а о десятках. Поэтому подготовка квалифицированных кадров в нужном количестве – это серьезный вызов для университетов и других образовательных учреждений. Решать эту задачу необходимо на государственном уровне, причем, очень быстро. И речь идет не только об увеличении набора, но и о создании условий, в которых будет идти подготовка, – необходимы новые корпуса, оборудование и так далее. 

DSCF4575.jpg
Студенты ХФ ТГУ

MADE IN ТГУ 

– Алексей Сергеевич, какие продукты и технологии ХФ и ИХТЦ готовы предложить стране уже в этом году? 

– Помимо биоразлагаемых полимеров, о которых я уже говорил, создается производство бета-пропиолактона – инактиватора вируса, используемого для выпуска вакцин против гепатита А, бешенства, гриппа, коронавируса и ряда других инфекций. Запуск запланирован на лето 2023 года. Помимо этого осуществляется внедрение четырех катализаторов для азотной и метанольной промышленности, которые разработаны группой ученых под руководством заведующей кафедрой физической и коллоидной химии ХФ ТГУ Ольги Водянкиной. На такие материалы сейчас очень большой спрос, поскольку отечественных аналогов катализаторам не существует. 

Чтобы сделать удобрения – мочевину, селитру и некоторые другие, нам нужны азот и водород. Водород извлекают из природного газа – метана. Чтобы его получить, нужно штук восемь разных катализаторов. Раньше одним из главных поставщиков таких каталитических материалов была английская компания Albemarle. Она прекратила поставки. В ТГУ изобретены четыре катализатора, они апробированы и встают на производство в Салавате. 

Создан один катализатор для авиационной промышленности. Группа Олега Магаева сейчас его производит. Это каталитические устройства для конвертеров озона, которые будут устанавливаться на российские суперджеты. Конвертеры необходимы, чтобы разделять опасный для человека газ O₃ на безопасный кислород (О₂). Такие конвертеры в мире изготавливали только в США и Германии. Теперь и у России есть своя разработка такого назначения. 

У нас контракт на 44 конвертера для 22 самолетов. На двух самолетах они уже стоят. У нас документам присвоена литера О1, это означает, что приемочные испытания опытного образца успешно проведены. Мы – ИХТЦ и ТГУ – имеем право поставлять серии конвекторов для самолетов. 

С марта начинается контракт, в рамках которого ТГУ будет работать в области химии для микроэлектроники. Это вещества, необходимые для производства различных компонентов. Первый продукт, который мы начнем делать, – электролит для суперконденсаторов. Дальше – больше. Поэтому работы хватит всем.