Сотрудники и студенты ТГУ приняли участие в международном конкурсе по разработке промышленного дизай...

Сборная команда из университетов Томска (ТГУ, СибГМУ и ТГАСУ) приняла участие в хакатоне по промышленному дизайну, который прошел в «Сколково». Хакатон Robodesign в нашей стране проводился впервые, его организаторами выступили Фонд Сколково, Британская высшая школа дизайна и Школа дизайна ВШЭ. На мероприятие съехалось более 30 команд из России и зарубежных стран. В течение трех дней на площадке Гиперкуба каждая команда старалась создать лучший дизайн робота, чтобы затем представить его на суд компетентного жюри на конкурсе презентаций.

Перед хакатоном каждая команда выбрала техническое задание от одного из разработчиков роботов. Заказ на разработку дизайна сделали пять участников «Сколково»: «Гиперколобок», Promobot, xTurion, Lexy и «Кибертехлабс» (ТРИК).

- Хакатон – это соревнования промышленных дизайнеров, - поясняет Надежда Зильберман, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики. – У команд было три дня, чтобы воплотить свои творческие идеи. Интересно, что на презентацию проекта отводилось всего три минуты. Для нас это была хорошая экшн-тренировка по презентации своих идей в таком жестком режиме. Наша команда не заняла призовое место в этом соревновании, но мы считаем, что выступили достойно. Тем более, наша команда была единственной из Сибири, и уже этим можно было гордиться.

Томичи разработали и представили дизайн робота-колобка, предназначенного для детей младшего школьного возраста. По их мнению, это электронное существо может стать для детей верным другом и помощником. Выполнен робот-колобок в теплых бежево-перламутровых тонах. Помимо дизайна томичи предложили имя для миниатюрного помощника – Плим, оно ни с чем не ассоциируется и легко произносится. Заказчикам имя понравилось.

– Электронную начинку мы, конечно, не разрабатывали, но особенность промышленного дизайна заключается в том, что необходимо учитывать инженерную составляющую, - рассказывает Надежда. – Если есть микрофоны, то нужно продумать, где они должны располагаться и как обыгрываться во внешнем виде робота. Поэтому дизайнерам нужно обязательно работать вместе с инженерами. Отмечу, что все три дня заказчики находились на площадке, и мы постоянно обращались к ним с разными вопросами.

Помимо работы над проектом, команды принимали участие в мастер-классах, слушали лекции от ведущих промышленных дизайнеров – иностранных и российских, таких как Умберто Джираудо, Халли Зигель, Франческо Ферро, Владимир Пирожков, Дмитрий Карпов и др.

– Мы получили прекрасный опыт. С учетом того, что промышленный дизайн развивается сейчас только в Москве, для нас, провинциалов, это была отличная возможность пообщаться с опытными специалистами, узнать их мнение о нашем проекте, прислушаться к их советам, – делится впечатлениями Надежда. – Интересен был сам формат мероприятия, когда и заказчики, и именитые менторы, и исполнители проектов практически круглосуточно находились вместе, взаимодействовали. Это была очень плодотворная, вдохновляющая среда.

И все-таки, какова миссия дизайн-хакатона?

– Научить создавать красивых и привлекательных роботов. Вещь может быть очень функциональной, но неприглядной, а может быть малофукциональной, но очень стильной. И именно она будет пользоваться спросом, - поясняет Надежда Зильберман. – «Сколково» пытается развивать отечественные компании по производству роботов, но инженеры не всегда уделяют должное внимание дизайну. Хакатон дает возможность взаимодействовать: инженеры начинают понимать, как важен дизайн, а дизайнеры открывают для себя то, что в создании внешнего облика робота нужно учитывать массу инженерных тонкостей.