Рената Савченко – кандидат биологических наук, младший научный сотрудник лаборатории геномики орфанных болезней НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ, выпускница Биологического института ТГУ. Она рассказала о своем пути в науку, исследованиях радиочувствительности и изучении редких генетических заболеваний.
«Меня покорила генетика!»
Рената приехала учиться в Томск из Кыргызстана, где окончила физико-математический лицей. «Вообще-то в школьные годы меня интересовали когнитивные науки, все, что связано с изучением возможностей мозга. Именно поэтому поступила на биологический факультет ТГУ, кафедру физиологии человека и животных. Но в процессе учебы меня покорила генетика!», – вспоминает она.
– Нашим преподавателем был Юрий Михайлович Новиков, необыкновенно талантливый педагог, он умел заинтересовать, «зажечь» своих слушателей. Не одно поколение студентов осталось на этом направлении (генетика) во многом благодаря ему. Вот и меня генетика покорила. Помню, как с воодушевлением слушала лекции, восхищалась, как сложно и красиво все устроено в человеческом организме.
Рената готовила диплом, посвященный нейрогенезу – образованию нервных клеток во взрослом мозге. И параллельно осваивала методы в НИИ медицинской генетики, в лаборатории цитогенетики у доктора биологических наук, профессора РАН Игоря Николаевича Лебедева.
– Помню, как пришла к нему впервые, он провел настоящее собеседование: спрашивал, почему именно генетика? А я тогда не осознавала еще это в полной мере, у меня были об этой науке полуромантические представления, немного оторванные от реальности.
Мне разрешили помогать в работе по одному из основных направлений нашей лаборатории, связанным с изучением генетических причин невынашивания беременности у женщин. Эта тема увлекла меня практически сразу, она была для меня очень важной и интересной, поэтому я осталась в лаборатории и уже будучи магистрантом выполняла в ней дипломную работу. После окончания университета у меня уже не возникало вопроса о том, куда двигаться дальше, я не видела себя нигде в другом месте, не представляла в другой роли, и поэтому поступила в аспирантуру в Томский НИМЦ, в НИИ медицинской генетики.
Зачем ученые «выключают» гены
– Моей темой стала индивидуальная радиочувствительность: новое для меня направление, – это феномен, который (если упростить) заключается в том, что разные люди неодинаково реагируют на воздействие ионизирующего излучения. Так, например, среди онкологических пациентов, получающих сеансы лучевой терапии, одни переносят лечение с минимальными последствиями для организма, а у других развиваются серьёзные побочные реакции. Такие различия во многом обусловлены генетическими причинами.
Моим наставником в этом направлении стал доктор биологических наук Станислав Васильев (сейчас – руководитель лаборатории инструментальной геномики). Мы исследовали гены, которые ранее не связывали с индивидуальной радиочувствительностью и которые, по нашему мнению, могли быть вовлечены в формирование данного феномена. Чтобы проверить это предположение, мы выбрали опухолевую клеточную линию и создали на её базе несколько модельных систем, в которых «выключили» определенные гены или, наоборот, заставили их работать сверх нормы. Полученные модельные клеточные линии мы облучили ионизирующим излучением и проверили ряд биологических показателей, которые свидетельствуют о том, насколько клетки чувствительны к воздействию радиации. Сравнивая показатели в исходной и в модельных клеточных линиях, можно сделать вывод о том, меняется ли радиочувствительность клеток в зависимости от подавления или стимуляции активности интересующих нас генов.
Наши исследования показали, что гены, которые мы обнаружили, не только связаны с клеточным ответом на облучение, но и, по-видимому, могут быть интересны в качестве мишеней для повышения опухолевой радиочувствительности и терапии онкологических заболеваний: чем выше радиочувствительность опухоли, тем проще её уничтожить.
«В науке часто приходится начинать сначала. И это нормально»
После успешной защиты кандидатской диссертации Рената Савченко работает в лаборатории геномики орфанных болезней.
– Моя работа заключается в создании клеточных моделей для изучения редких генетических заболеваний, также провожу эксперименты на этих моделях. Мы исследуем механизмы развития, формирования генетических заболеваний.
Для меня наука – это процесс, который, с одной стороны, состоит из ежедневных рутинных действий и неизменно сопровождается неудачами, а с другой, волнует, постоянно подстегивает любопытство, не перестает удивлять и радует, когда появляются скромные успехи.
Современным молодым исследователям нужно научиться спокойно относиться к неудачам, потому что большой процент того, что ты делаешь, не получается, и тебе приходится начинать сначала. И это нормально. И во–вторых, нужно иметь смелость делать новое для себя – то, с чем ты незнаком.
О хобби
– Рената, где удается брать энергию для успешной научной работы? Ведь она отнимает немало сил и времени.
– Я давно поняла, что не могу без спорта. Мое хобби – современные танцы. Это «перезагрузка», которая успешно позволяет держать себя в форме, и я сейчас не только про физическую форму, а еще и про энергию, силы, настроение, желание что-то делать! Еще мне нравится шить. Конечно, сейчас на это времени почти нет, но вполне могу сама придумать и сшить себе платье.
Текст и фото: ТНИМЦ