Top.Mail.Ru

Ректор ТГУ рассказал Совету Федерации о «пересборке» образования

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский выступил в Совете Федерации, где обсуждался пилотный проект по обновлению системы высшего образования в России. В обзоре – что сделал томский вуз в этом направлении за прошедший год.

Ранее сообщалось, что в 2022 году Минобрнауки РФ объявило о планах отказаться от Болонской системы, подразумевающей разделение уровней высшего образования на базовый и магистратуру. Вместо международного стандарта в России предлагается разработать собственную модель высшего образования.

Был инициирован пилотный проект по совершенствованию системы российского высшего образования. Он осуществляется на базе ТГУ и пяти других ведущих вузов страны. Проект предусматривает установление следующих уровней высшего образования: базовое, специализированное, аспирантура. На уровне специализированного высшего образования предполагается реализация программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

В рамках этого пилотного проекта Томский государственный университет запустил в 2023 году 13 программ. В них вуз реализует среди прочего модель так называемых микроквалификаций, позволяющих студентам работать с первых курсов.

Сколько лет нужно учиться в вузе

По мнению Эдуарда Галажинского, Россия входит в число стран, которые ищут ответ на вопрос, как сделать образование более эффективным.

– Готовых решений нет – все в поиске. В этой связи ТГУ реализует 13 программ и с 30 входит в следующий год. Наверное, главное, что в этом году было сделано, – мы отрабатывали вариативные программы с вариативной квалификацией, вариативным сроком обучения, – сказал ректор ТГУ на пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа».

DSC_1058 Э.Галажинский в Совете Федерации.jpg
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский выступил в Совете Федерации

Он подчеркнул, что вуз провел консультации с профессиональным сообществом и ассоциациями работодателей, чтобы определить, какой срок обучения в университете является оптимальным.

– Они привели нас к выводу, что единственное внятное основание, на котором можно строить сроки обучения и определять его содержание, – это национальная рамка квалификации, то есть квалификации как требования к сложности деятельности, наукоемкости и уровню ответственности, – подчеркнул Эдуард Галажинский.

По его словам, в течение года ТГУ вместе с партнерскими организациями описывал квалификационные уровни в ряде отраслей.

Чему учить в университете

– Второй базовый вопрос, на который мы отвечали: «А кто будет определять требования к содержанию образования, чему учить?». Наш ответ – это должны делать лидеры отрасли, потому что именно лидеры сегодня находятся на самой передовой конкуренции технологического противостояния, – сказал ректор томского вуза.

Он объяснил, что в этом направлении ТГУ сотрудничает с банковской сферой, предприятиями нефтехимии, а также лидерами аграрной отрасли.

– То есть, по сути, мы с каждой отраслью пересобираем ее внутреннее квалификационное содержание, под это определяем содержание программ и запускаем пилотные программы. Определяем требования к образовательным результатам, к экзаменам и оценке квалификации, – добавил Галажинский.

Ректор ТГУ отметил, что, например, в финансовой отрасли происходят большие изменения – внедряется «цифра», искусственный интеллект, новые технологии защиты и так далее:

«Эта отрасль настолько сильно изменяется, что «плывет» ее квалификационная сетка и требования к профессии».

DSC_0157 Э.Галажинский в Совете Федерации.jpg
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский в Совете Федерации

Что еще изменится

Ректор ТГУ рассказал, что в пилотном проекте каждое направление сопровождается институциональной проработкой:

«То есть это не просто «пилот», где появляется «пятилетний» инженер-технолог и «шестилетний» инженер-исследователь, а мы предлагаем, как должна измениться «нормативка», контроль распределения контрольных цифр приема, финансирование обучения и так далее».

По словам Галажинского, за всем этим стоит огромная работа сотен людей из университета и партнерских компаний и организаций.

– Могу сказать, что мы нащупали те решения, которые принципиально изменяют отрасль. И хочу сказать, что это тоже не есть изобретение механизмов на ходу. Начиная с Covid, мы проводили исследования, чтобы понять, что происходит с образованием, с его качеством и какие требования у работодателей. Поэтому, на мой взгляд, это осмысленное и сложное движение вперед, – резюмировал он. 

Текст: РИА Томск. Фото: пресс-служба Совета Федерации