Переход к новой модели высшего образования стал темой панельной дискуссии на ПМЭФ-2024. Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский выступил ее модератором. Вместе с руководителями пяти других вузов, год назад вступивших в пилотный проект, он рассказал о реализации проекта на сегодняшний день и его перспективах. При этом Эдуард Галажинский отметил: запускать пилотные образовательные программы другие университеты и институты могут уже сейчас.
В ходе панельной дискуссии «Горизонт -2030: переход к новой модели высшего образования» участники обсудили принципы обновляемой системы. Среди них – открытость, конкурентность, технологическое лидерство, фундаментальность и практикоориентированность. Вузы-участники пилотного проекта представили первые результаты его внедрения, обозначили актуальные вызовы и пути развития национальной системы высшего образования в интересах государства.
Перед дискуссией участники посмотрели запись встречи министра науки и высшего образования Валерия Фалькова со студентами, разработчиками и преподавателями пилотных программ ТГУ во время его визита в Томск в конце мая. Глава Минобрнауки РФ ответил на вопросы – как он представляет вектор изменений системы высшего образования.
– Есть несколько причин появления новой модели высшего образования. Во-первых, в любой системе со временем накапливаются противоречия. И периодически ее нужно перестраивать из-за них – примерно, раз в 10–15 лет. К 2022 году в преподавательском сообществе и среди работодателей сформировалось множество вопросов относительно имевшихся сроков обучения и образовательных результатов на каждом уровне, так как было много вопросов к компетенциям выпускников в рамках имевшейся двухуровневой системы, – пояснил на встрече Валерий Фальков.
Другая причина – изменившиеся геополитические условия. Сегодня экономика строится на основе введенных санкций, когда понятно, что нужно добиваться развития исключительно собственными силами. Для этого нужна хорошая образовательная база, которая связана непосредственно с экономической системой. Также нужно учитывать, что усложнились требования к выпускникам в этом контексте.
Третья причина менее очевидная, но она есть, добавил министр, – переходный период мира на другой технологический уклад. Это видно на примере развития ИИ сегодня – нужно понять, как организовать обучение в мире, где тесно взаимодействует человек и новые технологии.
В свою очередь, Эдуард Галажинский ответил на вопрос из зала о развитии образовательных моделей и их интеграции.
– Сейчас мы осознаем задачу нахождения вариантных инструментов, которые были бы для системы базовыми, которые можно экстраполировать на все вузы. Потому что системно к этой истории вырисовывается национальная рамка квалификаций. Это огромная работа, которую мы проводим с Национальным агентством развития труда. Ведется дискуссия, каким должно быть «ядро» образовательных программ – профессиональным или фундаментальным. Но, в общем, коллеги из инженерной сферы уже пришли к выводу – «ядро» запущено, и в педагогической сфере тоже. И параллельно мы сейчас занимаемся все вместе разработкой «нормативки», – рассказал Эдуард Галажинский.
Коллег из других российских вузов он от имени участников пилотного проекта пригласил к сотрудничеству.
– Несмотря на то, что в «пилоте» шесть университетов, мы все сотрудничаем с другими вузами, для этого не нужно попадать в указ президента. Если вам интересно участвовать с пилотными программами – включайтесь. Это уникальный шанс, который нам дает учредитель, чтобы мы сами спроектировали с партнерами ту систему, которая будет правильной. Мы этим шансом должны воспользоваться, – подытожил ректор ТГУ.
Спикерами панельной дискуссии стали ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, ректор национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков, проректор по деятельности аспирантуры и докторантуры Санкт-Петербургского горного университета Марат Рудаков и проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. Канта Ирина Фильченкова.
Напомним, пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования, запущен Минобрнауки России в соответствии с указом президента РФ. Цель проекта – совершенствование системы высшего образования и подготовки квалифицированных кадров. Это позволит построить гибкую образовательную модель, обеспечить качественную трансформацию образовательных программ на основе анализа будущих потребностей индустрии, а также фундаментальность полученных знаний по специальностям, приоритетным для системообразующих отраслей экономики и социальной инфраструктуры. Вместе с тем базовое высшее образование даст возможность востребованным специалистам быстро выйти на рынок труда и непрерывно расти.
В 2023/24 году Томский государственный университет открыл 13 пилотных образовательных программ. В 2024/25 учебном году ТГУ ведет прием абитуриентов на 38 таких программ.