В Дальневосточном федеральном университете состоялось окружное совещание вузов ДВФО «Национальная система высшего образования: новое нормативное регулирование». На пленарном заседании выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. А для экспертной сессии доклад о совершенствовании кадровой политики университетов для решения задач пилотного проекта подготовил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский. В своем выступлении он рассказал о том, как реализуется кадровая стратегия в ТГУ.
В совещании приняли участие ректоры и проректоры университетов Дальневосточного федерального округа. Они обсудили концепцию национальной системы высшего образования, а также основные этапы перехода на новую модель.
— Образ новой модели высшего образования нам предстоит сформировать совместно с вами исходя из текущего исторического момента и из того, как мы с вами понимаем запросы общества и экономики, — отметил Валерий Фальков.
На пленарном заседании Валерий Николаевич обозначил две группы факторов и предпосылок для изменения системы высшего образования. Во-первых, это накопившиеся противоречия внутри самой системы. Например, переход к двухуровневой системе «бакалавриат-магистратура» привел к недостаточной практикоориентированности и фундаментальности образовательных программ.
Во вторую группу вошли такие факторы, как переход России и всего мира на новый технологический уклад, ситуация на рынке труда (дисбаланс подготовки специалистов и запроса рынка), а также геополитические изменения.
В рамках окружного совещания прошли экспертные сессии, доклады для которых подготовили ректоры всех шести университетов – участников пилотного госпроекта по совершенствованию системы высшего образования в России. Ректор ТГУ Эдуард Галажинский выступил с докладом «Совершенствование кадровой политики для решения задач пилотного проекта», где рассказал о кадровой стратегии ТГУ и практиках, которые университет рекомендует внедрить в другие российские вузы.
Эдуард Владимирович отметил, что кадровая стратегия ТГУ направлена на модернизацию процессов отбора, привлечения и мотивации сотрудников. Она включает кадровую работу, кадровую политику и политику развития человеческого потенциала.
Кадровая работа предполагает создание новой кадровой структуры и изменение процедур отбор персонала. Кадровая политика направлена на развитие мотивационной системы, введение пропедевтических курсов при приеме на должность, расширение системы сервисов, вспомогательного функционала и другие меры.
Самый обширный блок — политика развития человеческого потенциала — включает системную работу с корпоративной культурой, разработку программы адаптации новых сотрудников к «культурному коду» университета, формирование кадрового резерва научно-педагогических работников (НПР), социальную программу, а также гибкие карьерные траектории для всех категорий персонала.
Таким образом, университет становится средой для развития и притяжения талантов и формирует научно-педагогического работника как увлеченного талантливого исследователя, ориентированного на ценности университетской среды, реализующего свою уникальность, отвечающего вызовам меняющегося мира.
Для справки:
Пилотный госпроект по совершенствованию системы высшего образования реализуется в России третий год. Томский государственный университет — один из шести вузов, участвующих в проекте. В ТГУ реализуются 42 пилотные программы, а в образовательном процессе вуза участвуют более 300 российских компаний. Лучшие практики, апробированные в пилотных университетах, будут внедряться в другие вузы России с сентября 2027 года.