Профессор ГГФ выступит редактором спецвыпуска журнала Minerals

Профессор ГГФ ТГУ Василий Врублевский приглашён электронным издательством «Мультидисциплинарный институт Digital Publishing» (MDPI) в качестве редактора спецвыпуска журнала Minerals. Тема номера – щелочные породы, карбонатиты, которые являются редкими магматическими образованиями и единственными носителями вещества не только мантии, но и ядра Земли. Исследованиями в данной области учёные ТГУ занимаются уже более 80 лет.

Журнал Minerals – относительно новый, но успешный проект MDPI, которому около 5 лет. За это время «новичок» прочно закрепился во второй квартили (Q2), а по ряду предметных областей сумел войти в первую квартиль (Q1). Журнал публикует статьи о минеральном мире во всем его разнообразии – от минералов в истории человечества до геологии, физической химии их образования, добычи и переработки.

Одной из форм развития успеха журнала является выпуск тематических номеров по наиболее актуальным вопросам. На этот раз темой Minerals станут щелочные породы, карбонатиты, и связанные с ними месторождения. Редактор спецвыпуска – ведущий научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики, профессор ГГФ ТГУ Василий Врублевский.

ВВ Врублевский.JPG

– Щелочные породы – достаточно узкая тема, но она имеет важное фундаментальное и практическое значение, – говорит Василий Врублевский.– Фундаментальный аспект: эти породы могут образовываться на разных глубинах – от 1 до n*1000 км. Глубже них не формируются никакие магмы, следовательно, щелочные породы и карбонатиты являются единственными носителями вещества не только мантии, но и ядра Земли. Их изучение несет важную информацию об эволюции нашей планеты.

Экономический аспект, по словам эксперта, заключается в том, что с щелочными породами связан широкий спектр полезных ископаемых. Это единственный источник ювелирных алмазов и один из немногих источников редкоземельных элементов – сырья для электроники, «зеленой энергетики», химической промышленности. От добычи этих элементов зависят темпы технического развития страны.

– Приглашение к участию в журнале в качестве редактора – весьма статусное событие, – отмечает декан ГГФ ТГУ Платон Тишин. – Оно говорит о признании экспертного уровня специалиста и университета в целом. Первые исследования щелочных пород геологами ТГУ проводились в 40-х годах прошлого века. В конце 60-х ученые ТГУ открыли крупнейшее в мире месторождение алюминия, связанное с щелочными породами. В XXI веке новая когорота учёных продолжает дело учителей: специалисты ТГУ изучают процессы магматизма Кузнецкого Алатау, Тувы, Забайкалья, Монголии и являются признанными экспертами в своей области.

Стоит отметить, что критерии отбора приглашённого редактора требуют соблюдения множества условий: наличия высокой квалификации ученого, публикаций им значимых статей и/или книг. Кроме того, редактор должен иметь опыт рецензирования работ в ведущих международных журналах.

– Благодаря обновлению приборной базы, появлению современного оборудования у нас появилась возможность проводить исследования на мировом уровне, публиковать статьи в престижных журналах, – поясняет Василий Врублевский. – Публикационная активность учёных ТГУ и репутация университета в международном информационном пространстве за последние годы существенно возросла. Думаю, это сыграло главную роль при выборе кандидатуры редактора для спецвыпуска Minerals.