Первого апреля во всем мире отмечается День птиц. Он посвящен птицам в дикой природе и их защите. В газете Alma Mater мы расскываем читателям о студентах Биологического института ТГУ и их вкладе в спасение пернатых. После крушения танкеров в Черном море в качестве волонтеров студенты Томского государственного университета отправились в Анапу – спасать птиц, пострадавших от мазута.
Стационар для пернатых
В Анапский район отправились четверо студентов БИ ТГУ – Серафима Чаплинская, Маргарита Сконечная, Надежда Бойко (направление обучения «Биология») и будущий эколог Матвей Лаврентьев.
– У каждого из нас своя история, почему он решил поехать в Анапу. Ситуация с Черным морем лично у меня сразу вызвала отклик, поскольку я участвую в Молодежном клубе РГО, – говорит Серафима Чаплинская. – Я следила за сообщениями из Анапы, обсуждала произошедшее с доцентом БИ ТГУ Сергеем Ивановичем Гашковым, который очень хорошо разбирается в птицах, и была мысль, что надо бы поехать. Потом я узнала, что Рита уже изучает информацию, то есть мы можем поехать вместе. Сергей Иванович во многом организовал нашу поездку. Когда мы отправились в Анапу, уже была договоренность с принимающей стороной. Но даже если кто-то приезжал одиночкой, сам, из добрых побуждений, его обеспечивали жильем, питанием и определяли место работы.
Узнав о возможности поехать, в команду вошли еще двое студентов Томского госуниверситета – Матвей Лаврентьев и Надежда Бойко. Эндаумент-фонд ТГУ и Томское отделение РГО выразили готовность оплатить дорогу. По приезду всех студентов ТГУ определили в стационар реабилитационного центра «Жемчужный» в поселке Джемете.
– Вся деятельность волонтеров была строго разграничена, – рассказывает Маргарита Сконечная. – Одни принимали птиц и отмывали их. Больных и ослабленных птиц, а их, к сожалению, было много, направляли в стационар. Мы все работали именно в нем, просто иногда в разные смены. Тех птиц, жизни которых уже ничего не угрожало, переводили на выхаживание в другое подразделение. Там их откармливали, взвешивали, наблюдали. Смотрели, насколько птицы готовы к выпуску в природную среду, ведь делать это раньше времени, пока птица не восстановят водоотталкивающие свойства пера и не накопят жировой слой, нельзя. Спешка может привести к гибели животного.
При этом группы волонтеров, работавшие в разных зонах реабилитационного центра, не должны были пересекаться между собой. После работы с каждой из птиц, менялись перчатки, чтобы минимизировать риск переноса инфекций.
– Работать приходилось с разными пернатыми, – говорит Матвей Лаврентьев. – Наибольшее количество пострадавших птиц, около 80 процентов, были чомги. Второе их название – большая поганка. В «Жемчужном» также лечили и выхаживали краснокнижных животных федерального и регионального уровней, таких как красношейная поганка, хохлатый баклан, лебедь – шипун и кликун. Некоторые из них пострадали не от отравления, а были доставлены с травмами. Нас к краснокнижным практически не допускали, но нам и с чомгой работы тоже хватало. К сожалению, много птиц погибало, но часть все же удавалось спасти, и это радует. Надеюсь, постепенно популяция восстановится.
40 рыбешек в меню
– Первая смена начиналась в семь утра. Мы приходили на ресепшен, отмечались, надевали СИЗы – средства индивидуальной защиты, перчатки, очки, – рассказывает Серафима Чаплинская.– В наши обязанности входило взвешивание, кормление, ежедневные инъекции витаминов. Каждой птице в день полагалось 40 рыбешек. Но многие из них отказывались есть по разными причинам, например, из-за плохого самочувствия или испуга. В таких случаях мы сначала предлагали им корм, держа его перед клювом. Если птица отказывалось, то приходилось кормить принудительно: рыбу вставляли в клюв, после чего животное само ее проглатывало. Это, конечно, вынужденная мера, но она помогала. После улучшения самочувствия пернатые начинали есть сами.
По словам студентов Биологического института ТГУ, беда, случившаяся на Черном море, объединила многих людей. Помочь пернатым приезжали люди из разных городов России, в том числе из городов Сибири – Красноярска, Омска, Томска, и даже таких отдаленных от Анапы городов, как Калининград и Мурманск. Более того, были волонтеры из других стран, например, из Грузии и целая делегация из Казахстана.
Как отмечает Матвей Лаврентьев, для некоторых студентов работа в «Жемчужном» – это еще и профессиональный опыт, который пригодится в будущем. Например, он и Маргарита увлекаются орнитологией, работают с Сергеем Ивановичем Гашковым. Поэтому когда ребята ехали помогать птицам, у них уже был кое-какой опыт, но теперь его, безусловно, стало больше.

– То, что раньше я понимала чисто интуитивно, теперь, пообщавшись со знающими людьми, ветеринарами, смогла для себя объяснить, – делится впечатлениями Маргарита Сконечная. – Например, многие не знают про важность полета для птицы. В центре они в основном живут в коробках. Там очень мало места: ходить можно, а размять крылья – никак. Некоторые волонтеры помогали птицам тем, что держали на одной руке, а второй придерживали сверху, давая помахать крыльями. Но большинство боялись этого: вдруг животное себе что-то повредит. На самом деле это особенность физиологии птиц, им это крайне необходимо. Если полётные мышцы атрофируются, то птица не сможет нормально летать и вернуться в окружающую среду.
По признанию Маргариты, новый опыт ей очень понравился, поскольку в детстве она мечтала стать ветеринаром. В третьем классе попала на станцию юннатов и, занимаясь там, написала свою первую работу «Птицы-архитекторы» – о том, какие они гнезда строят и зачем. Но стать врачом для животных побоялась из-за того, что иногда придётся усыплять больных или старых. Однако интерес к окружающей среде никуда не делся, поэтому для поступлении Маргарита выбрала Биологический институт ТГУ.
– Ранее в Анапу для кольцевания птиц Томское отделение Союза охраны птиц России выслало 2 тысячи колец, – рассказывает доцент БИ ТГУ Сергей Гашков. – Я подумал, что кольца из наших запасов можно направить на важное дело. Кольцевание позволяет отслеживать судьбу птицы в пространстве и времени. А в такой ситуации это было бы вдвойне значимо, позволило бы показать выживаемость пострадавших пернатых и получить дополнительные сведения о территориальных связях малоизученных в этом отношении видов. Например, у нас в области за 112 лет кольцевания собраны сведения о 476 случаях возврата колец от уток и гусей, а от поганок такие данные получены только о двух особях. Сейчас в Анапу приглашаются специалисты для изучения разных аспектов биологии птиц. Меня также пригласили принять участие в этой работе. Конечно, я рад этому и готов использовать опыт, накопленный ТГУ, для проведения столь важных исследований.
Фото предоставили студенты БИ ТГУ