Палеонтолог ТГУ Андрей Шпанский считает новое местонахождение древних млекопитающих перспективным

Палеонтологическая научная школа ТГУ хорошо известна в России и за рубежом. На счету томских ученых множество значимых находок, позволяющих составить представление о доисторической фауне. Ежегодно расширяется география экспедиций и перечень найденных объектов. Так, доцент ГГФ Андрей Шпанский недавно вернулся из командировки в Казахстан, где побывал на берегу Иртыша и описал три местонахождения древних млекопитающих. Одно из них новое или, можно сказать, хорошо забытое старое.

– Первые находки на берегу Иртыша возле поселка Кожамжар в Павлодарской области были сделаны в 1950-60 годах. Но материал был плохого качества – в основном довольно распространенные остатки бизонов, причем разрозненные, – рассказывает Андрей Валерьевич. – Не так давно там были найдены новые крайне любопытные материалы, например, полчерепа такого своеобразного носорога, как эласмотерий, а также нижняя челюсть хозарского слона.

По словам палеонтолога, остатки черепа эласмотерия – находка для Западной Сибири довольно редкая. На данной территории хранятся всего несколько экземпляров костей этого необычного животного. Оно было очень крупным – около 2 метров в плечах, его отличительной особенностью был единственный длинный толстый рог. По строению его челюстей и зубов ученые определили, что эласмотерий питался подземными частями растений – клубнями, луковицами.

– В новом местонахождении есть возможность сделать и другие находки и открытия, связанные с этим малоизученным носорогом, – делится Андрей Валерьевич. – Кроме того, остатки эласмотерия будет интересно сопоставить с остатками других видов, обнаруженных в этом же месте. Анализ синхронности существования разных видов, например, носорогов и слонов, может дать интересную информацию о возрасте горных пород и сведения об условиях окружающей среды – ландшафтах, климате.

По словам ученого, новое местонахождение – очень перспективное в плане поиска остатков животных, но довольно труднодоступное из-за обрывистого берега Иртыша.

– Проводить там серьезные постановочные раскопки сложно, поскольку берег реки сильно подмывается, пески постоянно осыпаются, а на верху обрыва устроены огороды местных жителей, – поясняет Андрей Шпанский. – С другой стороны, обновляется стенка горных пород и, соответственно, обнажаются кости, которые можно извлекать и изучать. Если удастся сделать поиски более или менее безопасными, новое местонахождение может стать кладезем ценных палеонтологических материалов.