Центр опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии (ЦОПП) ТГУ подвёл итоги отбора образовательных программ высшего образования в рамках федерального проекта «Опережающая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии».
В отборе приняли участие 17 университетов, представивших более 50 заявок. По результатам независимой экспертной оценки были отобраны 40 образовательных программ, которые получат финансирование на разработку, актуализацию и реализацию механизмов академической мобильности.
Из них 30 программ высшего образования будут обновлены с учётом потребностей химической промышленности и запросов работодателей. Ещё 10 сетевых (совместных) образовательных программ получат поддержку на разработку совместных модулей и практико-ориентированных курсов.
Полный список победителей опубликован на сайте ЦОПП ТГУ и включает 40 образовательных программ, охватывающих все ключевые направления химии, биотехнологий, материаловедения, нефтехимии и экологической безопасности. Среди них следующие программы по следующим направлениям: «Химическая технология синтетических биологически активных веществ» (Санкт-Петербургский государственный технологический институт), «Энерго- и ресурсосберегающие технологии химических производств» (Череповецкий государственный университет), «Химия» (Сургутский государственный университет), «Промышленная и экологическая биотехнология» (Казанский национальный исследовательский технологический университет) и другие.
Экспертиза заявок проходила до 6 октября 2025 года. В работе комиссии участвовали 41 эксперт – представители вузов и предприятий химической отрасли. Каждый проект оценивался по четырём ключевым критериям: наличие партнёров из реального сектора, обоснованность разработки программы, квалификация руководителя и характеристика контингента обучающихся.
Фархад Рагимов, директор Центра опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии ТГУ:
– Актуализация образовательных программ – это не просто изменение учебных планов, а выстраивание новых связей между университетами и промышленностью. Это важный этап в формировании системы подготовки кадров, максимально приближённой к реальным технологическим вызовам.
Разработанные и актуализированные программы станут основой для подготовки специалистов нового поколения в области химии и новых материалов, а также площадкой для расширения академической мобильности студентов и преподавателей.
Как отмечает директор центра исследований в области материалов и технологий химического факультета ТГУ Ирина Курзина, задачи федерального проекта «Кадры для химической отрасли» связаны с созданием условий по максимальной интеграции образования и индустрии:
— Проект направлен на усиление роли работодателей в разработке и реализации образовательных программ, в том числе в формате стажировки преподавателей на площадках промпартнеров; обеспечение необходимого уровня фундаментальной подготовки и практических навыков студентов и связаны с увеличением объема практической подготовки; внедрение персонифицированного подхода, обеспечивающего постоянный рост мотивации студентов. Кроме того, важной задачей федерального проекта является внесение университетского вклада в технологический суверенитет страны и закрепление научного, технологического и интеллектуального лидерства России в международном контуре; а также обеспечение опережающей подготовки кадров для развития отрасли производства новых материалов и химии на национальном уровне.
Отобрано 40 образовательных программ (ОП ВО) для актуализации и реализации в сетевом формате. В отборе участвовали также вузы, реализующие пилотный проект. Задачи пилотного проекта входят в согласие с задачами федерального проекта. В рамках пилотного проекта по обновлению системы высшего образования все университеты увеличили объем практической подготовки студентов. Это позволяет, в том числе, сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели. Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займет свое место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта.
Задачи, которые ставят вузы по актуализации образования: приоритетная ориентация ОП ВО на потребности регионального отраслевого рынка труда и конкретных организаций, включая инвестиционные проекты (новые и строящиеся производства); обеспечение целевой подготовки и трудоустройства выпускников по профилю образовательной программы; увеличение практикоориентированности.
В рамках актуализации планируется ввести новые модули по цифровым компетенциям, модули по профессиональной специализации под технологический продукт/подотрасль; модули дополнительных квалификаций (профессиональное обучение, профпереподготовка, в т.ч. под заказ партнера или на базе корпоративного университета партнера); модули по проведению практических занятий на предприятии в рамках новых и развивающихся производств. Вузы проведут мероприятия по актуализации, связанные с анализом соответствия ОП ВО кадровым потребностям региона и запросам работодателей; анализу дефицитов компетенций и разработке предложений по их устранению; изменению структуры и содержания ОП ВО; реализации академической мобильности с целью актуализации ОП ВО.
Над анализом заявок, поступивших в ЦОПП ТГУ на отборы по актуализации программ высшего образования, работал 41 эксперт – это представители промышленных предприятий и вузов. Каждый проект оценивался по четырем ключевым критериям: наличие партнеров из реального сектора, обоснованность разработки программы, квалификация руководителя и характеристика контингента обучающихся. Проведена глубокая проработка программ с учетом потребностей промышленных партнеров, что является ключевым критерием в рамках нацпроекта.
Руководители образовательных программ целенаправленно и системного готовят кадры для решения конкретных задач в области новых материалов и химических технологий. Такой детальный и требовательный отбор при участии как вузов, так и представителей реального сектора, – это именно тот инструмент, который позволяет привести образование в максимальное соответствие с запросами высокотехнологичной химической отрасли.