НОЦ ПИШ «Агробиотек» ТГУ и четыре школы Томска и Томского района будут вместе готовить школьников по агробиотехнологическому профилю. В школах появятся специальные образовательные пространства – лаборатории, опытные производства, интерактивные комплексы опережающей подготовки; цифровые, «умные», виртуальные (киберфизические) фабрики с современным высокотехнологичным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением. Сотрудничество ПИШ со школами нацелено на раннюю профессиональную ориентацию школьников и подготовку высококвалифицированных кадров для высокопроизводительных, экспортно ориентированных секторов экономики России.
Томский государственный университет подписал соглашения о сотрудничестве с четырьмя школами: Кисловской (Томский район), Богашевской (Томский район), «Перспектива» (Томск) и «Открытие» (Томск). В планах партнеров – создание и развитие инфраструктуры для образовательной, научно-исследовательской и проектной деятельности школьников в сфере агробиотехнологий. Практика в лабораториях ПИШ «Агробиотек» и на факультетах ТГУ тоже станет частью образовательного процесса. Профильные компетенции помогут школьникам подготовиться к ЕГЭ и сориентироваться в выборе будущей профессии.
По словам директора НОЦ «ПИШ «Агробиотек» Кирилла Голохваста, в настоящее время отрасли нужны специалисты, умеющие работать с агробиотехнологиями, особенно в условиях происходящих климатических изменений.
– Сельское хозяйство – это уже не плуг, соха и лукошко – сегодня в агросекторе реализуются самые передовые технологии, – сказал директор ПИШ ТГУ. – Проблема изменения климата со временем может привести к появлению новых видов растений и пород животных. Страны разных континентов уже сейчас сталкиваются с проблемами мирового масштаба: это засуха, наводнения, изменение климата. Если климатические изменения в мире продолжаться с той же скоростью и размахом, то Африка будет выжженной пустыней, а у нас, в Сибири, будут субтропики – будут расти, условно, ананасы и кокосы. К этому времени мы должны подготовить специалистов, которые будут заниматься селекцией более теплолюбивых растений. Задач очень много, они интересные, и мы будем рады решать их вместе со школами.
Очень важно, чтобы школьники могли побывать в университете, пообщаться с выпускниками и преподавателями, прикоснуться к его внутренней жизни, считает проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков:
– О том, что университет хороший, рассказать школьнику очень сложно, гораздо убедительнее показать все возможности, которые университет может предоставить. Для нас важно, чтобы школьники могли приехать в лаборатории ТГУ и что-то сделать своими руками, то есть включиться в жизнь передовой инженерной школы, факультета и почувствовать себя сопричастными. Когда они станут частью университетского сообщества, то шансов, что они уедут учиться в известные вузы Москвы или Питера, чуть меньше. И здесь очень важна роль руководства и учителей школы – вовремя сориентировать ребят, организовать их и поддержать.
Одна из задач университета – удержать будущих абитуриентов в Томске, создав для них лучшие условия и с точки зрения образования, и с точки зрения среды – событий, пространств для коммуникации и деятельности, добавляет проректор ТГУ.
– Еще одна задача – практическая: дети 10-11 классов готовятся сдавать ЕГЭ, их надо хорошо подготовить к этому, и в этой части задачи школы и вуза совпадают. И третья задача – работа с родителями, мнение которых важно для выпускников. Родителей, прежде всего, интересует, кем их ребенок будет работать после окончания университета. Поэтому мы не можем давать только образование, мы должны отвечать за карьерную историю каждого конкретного студента, – подчеркнул Евгений Луков.
Специалист научно-образовательного центра ПИШ «Агробиотек» Оксана Базаева поблагодарила руководителей школ, отметив их большую заинтересованность в сотрудничестве с Передовой инженерной школой ТГУ.
– Я благодарна, что вы откликнулись на наше предложение о сотрудничестве. Мы однозначно не подведём вас и постараемся оправдать ваше доверие. Настраиваемся на реальное, плодотворное сотрудничество на протяжении долгого времени с получением значимых результатов. Наша задача – вывести наше сотрудничество в динамичную, стабильную и результативную работу с целью смены настроенности школьников с гуманитарного в сторону естественно-научного направления. Мы должны показать нашим детям, что химия, биология, математика – это не сложно и страшно, но и невероятно интересно и продуктивно.
В некоторых томских школах уже создана инфраструктура и ведется подготовка школьников по агробиотехнологическому профилю. Так, школа «Перспектива» вместе со специалистами ПИШ «Агробиотек» организовала летние практические занятия для 60 старшеклассников. Ребята проводили микроклональное размножение растений в лабораториях Богашевского отдела СФНЦА РАН и Ботанического сада ТГУ, знакомились с основами химического анализа на химическом факультете, а на факультете инновационных технологий ТГУ учились моделировать и печатать на 3D-принтере. В новой томской школе «Открытие» создана отдельная лаборатория микробиологии, а на базе Кисловской школы Томского района открыт муниципальный центр развития агрокомпетенций. По словам директора Кисловской школы Томского района Владимира Шерина, сегодня агропромышленный комплекс – ведущая сфера развития экономики России, и благодаря совместной работе школ и ТГУ школьники смогут приобрести компетенции в сфере агробиотехнологий.