Top.Mail.Ru

ПИШ «Агробиотек» ТГУ представила результаты работы за три года

Передовая инженерная школа «Агробиотек» Томского государственного университета представила результаты работы за 2024 год и перспективные планы развития на Совете по рассмотрению вопросов и координации деятельности ПИШ под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова. Среди ключевых достижений школы за три года — 45 новых программ высшего и дополнительного профессионального образования в областях агробиотехнологий и биоинформатики, более 800 обучающихся студентов, 5 комплексных научных проектов, 7 тысяч школьников, которые прошли профориентацию, а также 8 новых специальных образовательных и лабораторных пространств. Итогом работы ПИШ ТГУ стало реформирование аграрного образования и запуск на базе вуза Высшей инженерной школы агробиотехнологий.

Флагманский проект Минобрнауки РФ «Передовые инженерные школы» реализуется с 2022 года. Сейчас создано 50 таких школ, а к 2030 году по поручению президента России Владимира Путина их количество должно быть увеличено до 100. Цель проекта — подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить стране достижение технологического суверенитета.

Совет по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ заслушал годовые отчеты вузов — участников первой волны проекта. С 2025 года первые 30 школ из 15 регионов, в числе которых ПИШ ТГУ, по условиям проекта переходят на новый этап финансирования — внебюджет, то есть будут работать за счет привлеченных средств индустриальных партнеров.

— Первые 30 передовых инженерных школ переходят на новый качественный уровень развития. Результаты, представленные командами университетов, показывают, что вместе нам удалось создать эффективную модель интеграции образования, науки и производства. Следующим этапом для школ первой волны станет масштабирование их деятельности. Все необходимое для этого есть: современное оборудование, компетенции, налаженные контакты с индустриальными партнерами. Важно, что региональные власти с большим вниманием относятся к развитию передовых инженерных школ в своих городах, понимая их ценность для укрепления отношений высшей школы и реального сектора экономики, — подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

На защите результатов работы Томский государственный университет представляли ректор ТГУ Эдуард Галажинский, первый проректор ТГУ Виктор Дёмин, и.о. директора НОЦ ПИШ «Агробиотек» ТГУ Кирилл Голохваст, профессор Образовательного центра НОЦ ПИШ «Агробиотек» ТГУ Мухаммад Амджад Наваз, директор Биоинжинирингового центра НОЦ ПИШ «Агробиотек» ТГУ Ирина Кускова, заместитель председателя правления по управлению проектами АО «Сибагро» Антон Соколов.

DSC06711_1600.jpg
Команда ТГУ на защите результатов работы ПИШ

Фото: Социоцентр при Минобрнауки РФ

Научное и образовательное ядро ПИШ ТГУ построено на шести тематиках-направлениях. Среди них искусственный интеллект и цифровые технологии, фронтирные задачи агробиотехнологий, глубокая переработка продукции и отходов. Одним из флагманских научных исследований школы стал проект по разработке биопрепарата, который разлагает отходы производства пальмового масла на безопасные составляющие. В течение двух лет ученые ПИШ по запросу Индонезии брали пробы, создавали консорциум микроорганизмов и тестировали его на прудах заказчика. Испытания подтвердили эффективность биопрепарата.

Передовой разработкой школы стал сегрегатор спермиев сельскохозяйственных животных. Технология позволяет с вероятностью до 90 % получить быка или корову при искусственном оплодотворении в зависимости от потребностей заказчика. Это в 6–7 раз увеличивает темпы селекции и в 2 раза ускоряет обновление стада.

— За три года работы ПИШ ТГУ смогла отработать модель подготовки инженерных кадров для сферы АПК. Эта модель строится на неразрывной связи науки и образования, сотрудничестве с передовыми компаниями и институтами, которые развивают АПК в России. Наш эксперимент по сборке по сути аграрного факультета на базе классического университета показал, что новые подходы и методы работают. Будущее ПИШ ТГУ — в реализации сетевых образовательных программ, создании технологий и проектов для реального сектора экономики, кооперации с ведущими компаниями, создании новых лабораторий, — рассказал и.о. директора ПИШ «Агробиотек» Кирилл Голохваст.

Он подчеркнул, что за три года ПИШ ТГУ запустила 45 новых образовательных программ, чтобы готовить кадры новой формации для АПК. Обучение ведется с использованием новых технологий, например, виртуальной реальности для отработки навыков и ранней профессионализации. В программы высшего образования встроена возможность получать рабочие профессии для ускоренного выхода на рынок. Для обсуждения реформирования аграрного образования ПИШ ТГУ организовала круглый стол «Аграрная наука и образование: перспективы развития» с руководителями аграрных вузов и научных центров. Ключевыми темами дискуссии стали глобальные проблемы агросферы, подготовка кадров АПК в условиях технологического суверенитета, причины кадрового голода в сельском хозяйстве, интеграция науки в образовательный и технологический процессы.

STRK4639_1600 Голохваст.jpg
И.о. директора ПИШ «Агробиотек» Кирилл Голохваст

Фото: Социоцентр при Минобрнауки РФ

Помимо совместной работы с российскими вузами, ПИШ ТГУ заключила соглашения на реализацию международных сетевых программ, которые позволяют реализовывать образовательные программы в других странах — Узбекистане и Китае. Так, в 2025 году будет первый набор на международную программу переподготовки «Технология производства лекарственных средств», в рамках которой преподаватели школы будут обучать студентов Шаньдунского политехнического института (Китай) в течение 3 лет. Совместно с Самаркандским государственным университетом имени Ш. Рашидова (Узбекистан) в «Агробиотек» будут обучать студентов биоинформатике.

Интересным и эффективным опытом стало проведение образовательного интенсива ПИШ ТГУ — Летняя школа «Агробиотек» в Горном Алтае. Студенты Консорциума аграрных ПИШ, куда входят ТГУ, ВГАУ и ДВФУ, в течение недели прокачивали свои «жесткие» и «мягкие» навыки: слушали лекции мировых специалистов биотеха, общались с единомышленниками и совершали восхождения в долине Актру.

— За три года через профориентационные мероприятия «Агробиотек» прошли 7 тысяч школьников. Чтобы сломать стереотип о сфере АПК как о неперспективной, мы используем хакатоны, устраиваем конкурсы по управлению дронами, приглашаем школьников в лаборатории. В 2024 году разработали собственную серию настольных игр. В сотрудничестве со школами региона мы запустили несколько проектов. Например, поддержали кружок микологов томской школы «Перспектива», — рассказала директор Образовательного центра ПИШ ТГУ Екатерина Бойко.

Эксперимент по реформированию аграрного образования на базе классического университета привел к созданию в ТГУ Высшей инженерной школы агробиотехнологий (ВИША). ВИША станет логическим продолжением «Агробиотек». В ближайшие годы факультет планирует начать готовить новых специалистов — экоаналитиков, архитекторов живых систем, IT-генетиков и других. Они смогут запускать научные исследования и отрабатывать навыки на территории экспериментального хозяйства в Черге в Республике Алтай на территории 68 тысяч гектаров с 3,5 тысячами животных. За ближайшие пять лет факультет планирует обучить 20 тысяч студентов, разработать под запросы рынка более 600 технологий и продуктов. Планируется открыть 4 новых образовательных пространства.

Для справки: Передовая инженерная школа «Агробиотек» ТГУ создана на базе ТГУ в 2022 году при поддержке высокотехнологичных компаний и научно-образовательных организаций. ПИШ ТГУ реализует новый тип инженерной подготовки, который позволяет выпускникам владеть современными знаниями о природе живого, навыками цифрового моделирования и управления технологическими процессами для создания прорывных исследований и разработок в сфере агро-, био- и экотехнологий.

Реализация инициативы социально-экономического развития «Передовые инженерные школы» в период с 2022 по 2024 годы осуществлялась в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». С 2025 года была обеспечена преемственность мероприятий проекта «Передовые инженерные школы» путем их включения в федеральный проект «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодежь и дети».

Фото: Социоцентр при Минобрнауки РФ