Томский государственный университет представил итоги эксперимента в рамках пилотного проекта Минобрнауки РФ по совершенствованию системы высшего образования в России. Этот опыт ляжет в основу масштабной реформы – уже с 1 сентября 2027 года все российские университеты и институты перейдут на новую систему. Один из основных показателей эффективности пилотного проекта для правительства Российской Федерации – удовлетворенность студентов условиями образовательного процесса. Мониторинг показал, что в ТГУ 89 % студентов пилотных программ полностью удовлетворены этими условиями, созданными в рамках эксперимента.
Накануне 1 сентября 2025 года – за два года до перехода на новую систему высшего образования в рамках проекта Минобрнауки РФ – в Санкт-Петербургском горном университете прошло совещание «О промежуточных итогах пилотного проекта и перспективах его реализации». В нем приняли участие глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков и ректоры университетов, участвующих в реализации пилотного проекта.
Валерий Фальков отметил положительное отношение к проекту со стороны абитуриентов как важный промежуточный его итог.
– Сегодня важно не просто подвести содержательные итоги первого этапа проекта. Важно решить, какие изменения мы хотим заложить в закон об образовании, чтобы распространить на всю вузовскую систему. Следующий этап – масштабирование, – подчеркнул министр.
По его словам, уже ясно видны важнейшие компоненты совершенствования образовательной системы. Это появление фундаментального образовательного ядра с единым перечнем дисциплин в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, увеличение практикоориентированности, переход на дифференцированные сроки обучения в зависимости от сложности программ, обеспечение связи программ с рынком труда и соответствующее всему вышеизложенному изменение качества и структуры профессорско-преподавательского состава.
Эти принципы заложил в основу своей работы Томский государственный университет. За два года экспериментальной работы в вузе был научно и методически обоснован подход к интеграции практической и фундаментальной подготовки через проектирование образовательных программ на основе Национальной рамки квалификаций. Это позволяет строить гибкие программы, ориентированные на разный уровень наукоемкости, сложности деятельности и требований к самостоятельности и ответственности будущих специалистов. Опора на меняющуюся рамку квалификаций требует гибкости в определении сроков и результатов обучения, специальных форм поддержки ускоренной профессионализации студентов, пересмотра «ядра» высшего образования, а также более тесного партнерства с индустрией.
– Перестройка образовательного процесса в новой модели требует совершенно другого подхода к взаимодействию с индустриальными партнерами. За последние два года мы реализовали ряд флагманских проектов по совместному проектированию с представителями рынка труда отраслевых рамок квалификации. На основе этих проектов появились новые программы для рынка финансовых технологий, химической промышленности и другие, – отметил Эдуард Галажинский.
Отдельно ректор подчеркнул, что ТГУ готов к полному переходу на новую систему. В 2025 году в ТГУ запущено уже 46 пилотных образовательных программ, и в пилотном проекте участвуют более 1 400 студентов. Кроме того, в качестве партнеров программ задействованы 304 партнерских компаний. Среди них НПЦ «Полюс», ГК «Геоскан», ТАСС и другие. Работодатели участвуют в определении требований к программам, разработке содержания и результатов образовательных программ, сотрудники предприятий участвуют в реализации учебных кусов, на базе предприятий проходят стажировки и студенты, и преподаватели университета.
Подтверждением эффективности стратегии ТГУ стали промежуточные результаты приемной кампании 2025 по пилотным программам. Так, на них поступили более 960 студентов из 48 регионов России и четырех стран СНГ. При этом вырос средний балл инженерные специальности и вырос конкурс на программы специализированного высшего образования. Например, почти в два раза на «Цифровой медиамаркетинг» – с 2,8 человека на место до 4,9.
Добавим, что ТГУ, помимо участия в пилоте, также возглавляет группу по направлению «Высшее образование» в рамках разработки Стратегии развития образования Российской Федерации на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.