Главными вопросами повестки ежегодной встречи коллектива Томского государственного университета с ректоратом стали итоги уходящего года и структурные изменения в программе развития вуза. В начале встречи была представлена программа развития ТГУ и озвучены основные итоги научной и образовательной деятельности университета. Вторая часть была посвящена ответам на вопросы сотрудников.
После приветственного слова ректора ТГУ Эдуарда Галажинского первый проректор Виктор Дёмин рассказал об изменениях в программе развития университета, прежде всего, в связи с изменившейся в этом году ситуацией. Виктор Валентинович отметил усиление восточного вектора развития и переориентацию совместных научных и образовательных проектов на страны Азии. Второе направление – технологический суверенитет, который сегодня нацелен на выполнение задач импортоопережения. Третье – сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей через студотряды и вовлечение молодежи в гражданскую науку и волонтерство.
В каждой из политик университета Виктор Демин указал на приоритетные направления работы в 2023 году, особо отметив приоритет молодежной политики – как для страны, так и для университета, для решения задач которой создана рабочая группа. Структурные изменения программы развития – это включение проекта «Большой университет Томска» в число политик университета и объединение политики открытых данных и политики в области цифровой трансформации. С учетом ориентации на восток и активного развития сотрудничества с азиатскими странами решено сделать международную деятельность отдельной политикой университета.
Проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков рассказал о миссиях университетского образования и четырех направлениях образовательной политики, в центре которой находится студент.
– Мы хотим, чтобы наш студент занимался саморазвитием, имел лидерские качества, устойчивую картину мира и готовность к решению актуальных задач науки и индустрий будущего. Именно эти наши требования к выпускнику определяют, с одной стороны, его включенность в профессиональную деятельность, а с другой стороны, то качество, которое, как нам кажется, наш университет воспитывает в наших выпускниках – трансфессию, или способность строить свое профессиональное движение поверх профессиональных границ, – сказал Евгений Викторович.
В 2022 году студентов стало почти на 2 тысячи больше, при этом средний балл ЕГЭ удалось сохранить на прежнем уровне, сказал проректор. Факультеты создают программы с обязательным блоком цифровых компетенций и мотивируют студентов на развитие предпринимательских навыков, чему способствует участие ТГУ в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» на территории СФО, создание акселераторов и учебных курсов.
Проректор по научной и инновационной деятельности Александр Ворожцов рассказал об успехах ТГУ на российском и мировом уровне: грантах с участием научных коллективов университета, патентно-инновационной активности и предпринимательской деятельности молодых ученых. Он отметил сохранение высоких позиций в российских и мировых рейтингах и лидерстве в России по количеству журналов в Web of Science и Scopus. В 2022 году в ТГУ открыты 4 диссертационных совета по семи новым научным специальностям, университет стабильно входит в число лидеров вреди вузов страны по количеству медалей РАН для молодых ученых.
Ответы на вопросы сотрудников
— Каким образом будут финансироваться научные исследования в 2023 году по «Приоритету 2030»?
Отвечает Эдуард Галажинский: От вузов ждут решений, включённости в задачи, которые стоят перед страной. Мы показали многое, но кто еще больше берет на себя, тот в «Приоритет» и попадает. Поэтому наши задачи на следующий год: первая – «пересобраться», перефокусироваться, вторая – градус амбиций повысить и сильных партнеров ещё активнее вовлечь. Те лаборатории, которые в этой логике будут двигаться, они, безусловно, приоритет будут иметь.
— Сохраняется проблема с нехваткой презентационного оборудования в аудиториях, что усложняет преподавание. Есть ли планы по оборудованию аудиторий, например, в 4 корпусе и других?
Отвечает проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям Юлия Эмер: С 2019 по 2021 год айтишная команда делала главное – сопровождала наше онлайн-образование. Но когда мы вышли из онлайна, то оказалось, что аудитории, которые нам нужны, оборудованы недостаточно. Благодаря проекту «Демография» мы в этом году провели аудит аудиторий в корпусах, закупили оборудование для 70 аудиторий. Думаю, что со 2 семестра они будут уже оборудованы.
Отвечает Эдуард Галажинский: В пандемию у преподавателей спрос на такие аудитории резко вырос, и мы на 2 тысячи студентов «выросли», поэтому у нас сегодня не хватает аудиторного фонда. Выяснилось, что преподавателям нужны места, где можно было бы между парами провести лекцию онлайн. В наших реалиях это тяжелая по срокам и действиям история, но мы такие места будем создавать, и какое-то количество сделаем уже ко 2 семестру – в Научной библиотеке и в корпусах. А второй момент – это места для студентов: мы их кратно нарастили в библиотеке, и есть предложение сделать такие же, например, во 2 и 4 корпусах, чтобы студенты могли там находиться между парами. Приглашаю студентов подключаться к проектированию. Подсказывайте места, коллеги, предлагайте Владимиру Борисовичу Андриенко (8 (3822) 529-650), а мы будем брать в работу вопросы об их оснащении.
Сотрудники спросили о задачах, которые будут стоять перед университетом в 2023 году в аспекте расширения международного сотрудничества.
— Будут ли проекты, например, по повышению уровня английского (или китайского) для сотрудников и студентов? Какие новые проекты планируются в наступающем году?
Отвечает проректор по международным связям Артем Рыкун: Новые проекты – это организация представительства в Индонезии и русских классов во Вьетнаме и Лаосе с целью привлечения талантливых абитуриентов и предварительной подготовке по русскому языку и другим предметам. Продолжим системную адаптацию студентов из СНГ, в которой УМС будет задействован совместно с учебным управлением, факультетами и управлением социальной и молодежной политики. Продолжим трудоустройство иностранных студентов, включая временное, и практику, а также системную работу с выпускниками, в том числе с успешными и статусными. Проведем апгрейд языковых компетенций АУП и НПР. В этом году впервые удалось получить положительный опыт на группе НПР из 7 человек с высокой мотивацией, и мы намерены этот опыт тиражировать.
Сотрудники интересовались, когда расписание станет более стабильным.
Комментирует Евгений Луков: Мы провели несколько встреч с деканами – обсудили, как факультеты это видят. Учебное управление постоянно работает с деканатами, разбираясь в каждой проблеме. Улучшения появились, но системно к составлению расписания на семестр мы перейдем с 1 сентября 2023 года. Алгоритмы понятны, айтишники их сейчас прописывают в нашей системе, в мае следующего года мы ее протестируем, и с сентября, думаю, расписание станет не плавающим, не на неделю, а на весь семестр.
На вопрос о нормах времени при работе в формате смешанного обучения Евгений Луков ответил, что этот вопрос приоритетный и здесь необходимо системное решение; нормы времени и почасовая оплата для смешанного обучения будут пересмотрены и предложены сотрудникам.
О возможности доступа сотрудников ТГУ к деятельности рабочих групп по проектированию общественных зон в новом кампусе и присоединения к выполнению университетских приоритетных программ рассказала Юлия Эмер: Это приоритетные направления работы университета, которые будут финансироваться в 2023 году, и в конце января сведения о них будут размещены на сайте программы «Приоритет 2030». Желающие присоединиться могут написать на электронную почту проректору по научной и инновационной деятельности Александру Ворожцову (abv@mail.tomsknet.ru).
Сотрудники отмечают проблему нехватки докторов наук в ТГУ и спрашивают, что планирует делать университет, чтобы сохранить исследовательский потенциал факультетов и «омолодить» научные школы университета.
Александр Ворожцов пояснил, что для решения этой задачи будет разработана специальная программа подготовки докторов наук – преддокторантура, и к июню будущего года она будет представлена коллективам университета.
Задан онлайн-вопрос: — Инициатива Министерства по закреплению выпускников в университете по программе «Выпускник» в 2020 и 2021 годах дала свои плоды. Молодежь пришла в лаборатории, стала играть заметную роль в жизни факультетов. Будет ли продолжена это программа в этом году? Какие еще меры поддержки молодых ученых планирует университет осуществить в этом году?
Отвечает Александр Ворожцов: К сожалению, в будущем году не будет программы «Выпускник». Но наш университет поддерживал в этом году молодежь за свой счет, и в декабре еще выплаты сделаем. В будущем году будем тоже изыскивать собственные средства, привлекать к этому лаборатории и кафедры.
Студенты жалуются, что в общежитиях без причины срабатывает пожарная сигнализация и им часто приходится «эвакуироваться», иногда по несколько раз в день. В чем причина, как можно справиться с этой проблемой?
Поясняет начальник управления – проректор по безопасности Николай Тарасов: В последнее время было вложено много средств в техническое переоснащение наших общежитий, и в связи с этим датчики были поставлены везде и всем. Да, много срабатываний: 470 за прошлый год и 360 в этом году. Порядка половины случаев – пригорание пищи у студентов. Остальные случаи – технические проблемы с оборудованием и деятельность подрядных организаций. С подрядными организациями мы работаем методом штрафа, технические причины – исправляем, вкладываем в модернизацию тех же датчиков. За последнее время 7 и 8 общежития были переоборудованы – минус 15 случаев по году на каждое общежитие. Большая проблема – срабатывание на приготовление пищи. Здесь работа исключительно заведующих общежитиями, и без наказаний, наверное, не обойдется.
Эдуард Галажинский поручил проректору по безопасности подготовить в январе аналитическую информацию по ситуации с пожарной сигнализацией, усилить контроль за местами приготовления пищи в общежитиях, принять административные меры в случаях выявления нарушений студентами, ужесточить штрафы в отношении подрядчиков в случае нарушения ими обязательств по установке сигнализаций.
Напомним, встреча проходила в смешанном формате: велась онлайн-трансляция, вопросы администрации университета сотрудники могли задать в онлайн-режиме. Полную версию встречи можно посмотреть в записи.
Контакты для связи с ректоратом – на сайте ТГУ https://www.tsu.ru/university/rectorat.php