Как изменится высшее образование в России в ближайшие годы и как оно может быть встроено в международную систему, рассказали эксперты Томского государственного университета на VI Международном форуме «Алтай-Азия 2024: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики».
Форум под патронатом министерства науки и высшего образования Российской Федерации и комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО собрал представителей топовых университетов России и стран Центральной Азии. Организатором форума выступил Алтайский государственный университет.
На торжественном открытии форума от имени Минобрнауки России участников приветствовал в видеообращении заместитель министра Константин Могилевский. Он отметил, что сегодня, когда перестраивается взаимодействие России со многими странами, университеты выступают мостом, формирующим прочные партнерские международные связи.
В экспертной панели, открывающей форум, приняла участие заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова. Она ответила на вопрос о том, вокруг каких проблем сейчас идет самое горячее обсуждение в пилотном проекте по изменению уровней высшего профессионального образования.
— Первая дискуссия — обсуждение вопроса о том, какое основание положить в выбор срока обучения. В ближайшие годы должна быть выстроена система, в которой будут четко указаны объективные основания для выбора сроков. Второй вопрос, который на пике обсуждения: что важнее сейчас — практикоориентированность или фундаментальность? Третья область дискуссий — попытка выявить ядро высшего образования. Сейчас идет пилотный эксперимент и нет решений для всех. Но есть еще время обсуждать, что должно быть в фундаменте высшего образования, что из этого определяется некоторым академическим содержанием, что профессиональным, а что социогуманитарным. В обсуждение важно включаться всем университетам, вне зависимости от ведомственной и страновой принадлежности, — отметила Елена Анатольевна.
На различных площадках форума представители ТГУ рассказывали об опыте университета как одного из участников пилотного проекта, а также о том, что уже сделано во всех шести «пилотах» в рамках реформирования системы ВО. Например, на сессии «Будущее высшего образования в РФ» команда Института образования ТГУ детально представила экспериментальные разработки, которые находятся сейчас на острие трансформационных задач: новые подходы к проектированию образовательных программ, требования к организации образовательной среды, исследования психологического благополучия студентов и данные социологических исследований, выявивших проблемные зоны внедрения новой модели высшего образования.
Руководитель Высшей ИТ-школы ТГУ Олег Змеев рассказал об опыте ТГУ на сессии «Эффективные модели подготовки ИТ-кадров». На кейс-сессии «Цифровая дидактика» было представлено целых три доклада от ТГУ. Директор центра «Нейротомск» ТГУ Мария Толстова выступила с докладом о том, как в Томске используют нейротехнологии для образовании. О роли данных в проектировании образовательных программ и о платформе «Роснавык» говорил на форуме «Алтай-Азия» заведующий научно-исследовательской лабораторией прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко. Эксперты Института образования ТГУ Анастасия Ларионова и Сергей Степанов показали, как в ПИШ «Агробиотек» для подготовки будущих специалистов используются VR-технологии.
Елена Суханова также приняла участие в VI Съезде ассоциации азиатских университетов, где представители вузов разных стран обсудили, в том числе, международный аспект трансформации российской системы высшего образования.
Обсуждение этих тем будет продолжено на III Томском форуме «Преобразование образования», который в этом году также получил статус международного. Форум пройдет в ТГУ 7–9 ноября 2024 года.