Онлайн-платформа ФП точнее оценит способности студентов и сотрудников

Команда факультета психологии Томского государственного университета разрабатывает диагностический онлайн-комплекс адаптивного тестирования (AITST), который поможет точнее оценивать компетенции и способности при оценке и отборе сотрудников различных организаций, в том числе образовательных. На интенсиве «Архипелаг 2121» – одном из мероприятий Года науки и технологий в России – он вошел в топ проектов. 

Создание подобных технологий соответствует целям и задачам проекта ТГУ «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», который включен в стратегию развития университета на ближайшие годы.

Как пояснили авторы, система AITST оптимизирует процессы социально-психологического тестирования и опросов, проводит мониторинг траекторий развития сотрудников и обучающихся и способствует их эффективному построению, помогает в отборе управленческих кадров в кадровый резерв и формировании цифровых портфолио. В ее создании участвуют специалисты по психодиагностике и психометрии (учебно-исследовательская лаборатория экспериментальной психологии ТГУ), по управлению обучением и технические специалисты.

Разрабатываемая платформа решает сразу несколько проблем.

– Во-первых, это взрывной рост диагностических инструментов и платформ, представляющих из себя «лоскутные» сервисы. Во-вторых, существующие стандартные процедуры тестирования достаточно легко обойти. Прослеживаются также шаблонность описания и интерпретации результатов тестирования; сложность и высокая стоимость принятия решений в отношении отбора высококвалифицированных кадров и сопровождения персонала; отсутствие преемственности между результатами диагностики в различных организациях, на различных платформах, в разное время, – поясняет специалист по Digital Humanities, сотрудник учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной психологии ТГУ Иван Куликов.

Поэтому авторы предлагают использовать адаптивное тестирование, которое позволяет модифицировать подбор тестовых заданий с учетом индивидуальных особенностей каждого обследуемого – это повышает достоверность результатов. Для тех, кто проходит тестирование, онлайн-платформа будет полезна в том числе и в диагностике когнитивных способностей, склонностей и предрасположенностей к различным видам деятельности.

Экспертная система на основе искусственного интеллекта, которую предлагают ученые ТГУ, расширяет описание и интерпретацию результатов тестов не только для участников исследований, но и для различных специалистов: управленцев, кадровиков, психологов-консультантов. Кроме того, использование предлагаемого диагностического комплекса снизит затраты на тестирование и оценку его результатов.

адаптивная платформа_схема.png

В числе преимуществ онлайн-платформы AITST – интеграция результатов уже имеющихся диагностических данных человека, сопоставление с текущими результатами тестирования и построение индивидуального цифрового профиля человека.

AITST также позволяет встраивать его отдельные модули в другие системы – в зависимости от потребностей пользователя. К примеру, сервисы уже сейчас можно использовать в Moodle, в процессе доработки проекта это станет возможным для 1С и других онлайн-систем.

К настоящему времени у разработчиков накоплен опыт успешного сотрудничества с администрацией Томской области, в частности, в 2016–2020 годах выполнена диагностика профессиональных компетенций 400 человек, в 2019–2020-х – диагностика 500 человек в рамках конкурса на лучшего муниципального служащего. Существует также запрос от ресурсного центра Томской области на проведение диагностических исследований. При поддержке Томского государственного университета проведен пилотный этап апробации платформы с участием не менее 200 человек.

– Этот диагностический комплекс очень пригодится нам в работе на факультете, чтобы можно было проводить объемные диагностические исследования, связанные с проецированием абитуриентов, студентов, людей, которые приходят на программы дополнительного профессионального образования, – подчеркивает декан факультета психологии, заведующий учебно-исследовательской лабораторией экспериментальной психологии ТГУ Дмитрий Баланёв. – Комплекс очень нужен в тех местах, где необходимо не просто много людей диагностировать, но еще и использовать разные инструменты – а мы их тонко настраиваем для каждой целевой группы и для каждой задачи.

Добавим, что онлайн-платформа AITST создается на базе двух защищенных патентами устройств для диагностики и двух зарегистрированных программных комплексов.

комплекс адаптивного тестирования_патенты.jpg

Реализация проекта Томского госуниверситета «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» входит в программу развития вуза и соответствует целям и задачам направления «Эффективное взаимодействие человека, природы и технологий» Стратегии научно-технологического развития (СНТР) России. Стратегический проект ТГУ направлен на реализацию целей устойчивого развития (ООН), стоящих перед человечеством, эффективного ответа российского общества на большие вызовы. Предполагается, что в результате будут получены методики выявления принципов взаимодействия биологического и технологического и разработаны технологии наращивания (усиления, дополнения, расширения) человеческих возможностей по трем направлениям: когнитивному, биологическому и медиакоммуникативному.