Top.Mail.Ru
Новый тест по оценке рабочей памяти поможет улучшить успеваемость

Новый тест по оценке рабочей памяти поможет улучшить успеваемость

Сотрудники лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета в составе международной исследовательской команды разработали новый открытый и бесплатный тест на рабочую память для исследований и образовательной практики. Его можно использовать для различения подростков с высокими достижениями в предметах STEM и их сверстников, имеющих опыт в других областях, и как следствие — успешнее выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Построение индивидуальных образовательных траекторий для школьников и других категорий учащихся может повысить успеваемость, но для построения таких траекторий педагогам-психологам и учителям необходимы достоверные измерения текущих когнитивных характеристик ученика.

Одной из таких характеристик является рабочая память — способность сохранять в памяти информацию, относящуюся к решаемой задаче, на короткое время. Рабочая память играет важную роль в обучении человека. Однако найти доступные, надежные и точные методы измерения рабочей памяти, подходящие для людей разного возраста, пола и национальности, оказалось сложной задачей.

Во время теста требуется следить за вращением персонажей и запоминать положения мяча в руке Джека.pngТест рабочей памяти Джек и Джилл — это бесплатный тест с открытым доступом, созданный международной группой исследователей, в которую входят аспирант Томского государственного университета Элина Цигеман и профессор Юлия Ковас, а также профессор Даниэль Мюллензифен из Голдсмитс Лондонского университета (Великобритания) и коллеги из Института эмпирической эстетики им. Макса Планка (Германия), Университета ИТМО (Россия) и Университета Маккуори (Австралия). В тесте используется очень простое задание, которое понравится как детям, так и взрослым: требуется концентрироваться на вращении двух мультяшных героев, Джека и Джилл, при этом запоминая положение мяча в руке Джека.

Профессор генетики и психологии Юлия Ковас (ТГУ и Голдсмитс) рассказала, что тест был разработан как адаптивный — он быстро подстраивается под уровень способностей участника, будь то дети, взрослые или чемпионы по памяти. В результате он приятен для участников, потому что не предъявляет слишком сложных или слишком простых стимулов. Это делает его широко применимым для исследований и обучения с различной аудиторией.

Исследование, опубликованное 27 января 2022 года в научном журнале с открытым доступом PLOS ONE (Q1), описывает процесс разработки и валидации теста. Результаты экспериментов показывают положительную связь между новым тестом рабочей памяти и невербальным интеллектом, пространственными способностями и достижениями в математике и языке, а также с общепризнанными тестами рабочей памяти.

Один из экспериментов показал, что тест можно использовать для различения подростков с высокими достижениями в предметах STEM (Science – наука, Technology – технология, Engineering – инженерия, Mathematics – математика) и их сверстников, имеющих опыт в областях, не связанных с STEM.

— Важность зрительно-пространственной рабочей памяти широко признана, однако сложно найти бесплатные и надежные тесты с открытым исходным кодом, доступные для педагогов-психологов и практиков. После масштабных экспериментов с сотнями участников разных возрастов и национальностей Джек и Джилл стал доступным и надежным способом тестирования рабочей памяти, — отмечает профессор психологии Даниэл Мюллензифен.

Тест рабочей памяти Джек и Джилл был откалиброван для использования в исследованиях и на практике с подростками и взрослыми. Его можно применять в образовательной практике, а также в исследованиях связей между рабочей памятью и креативностью, тревогой, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другими психологическими конструктами.

Тест может помочь в кросс-культурных исследованиях, поскольку он уже прошел проверку достоверности с участниками из Великобритании, Австралии и России и в настоящее время также используется в международном исследовании музыкального и когнитивного развития в Германии, Италии и Великобритании.

Учитывая, что тест является компьютерным, бесплатным, с открытым исходным кодом и визуальным, а инструкции доступны на нескольких языках, его могут легко использовать исследователи или специалисты в области образования по всему миру.

Демонстрация и исходный код теста рабочей памяти Джек и Джилл доступны по адресу: https://github.com/klausfrieler/JAJ.

Публикация результатов апробации и валидации теста: Tsigeman E, Silas S, Frieler K, Likhanov M, Gelding R, Kovas Y, et al. (2022) The Jack and Jill Adaptive Working Memory Task: Construction, Calibration and Validation. PLoS ONE 17(1): e0262200. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0262200