Свой первый полет успешно завершил опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100. Самолет изготовлен производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) и оборудован озоновыми и кислородными системами, разработанными в Инжиниринговом химико-технологическом центре (ИХТЦ) Томского госуниверситета.
Экипаж – летчики-испытатели Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев и инженер-испытатель Денис Велижанин – выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвел «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг. В ходе испытаний подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе.
– Первый полет Суперджета, созданного по программе импортозамещения систем и компонентов, – успех многотысячных коллективов предприятий авиастроительной и радиоэлектронной отраслей, входящих в контур управления Государственной корпорации «Ростех». Российским разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолет собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и многие другие, – отметил заместитель председателя правительства Российской Федерации – министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Всего на российском «Суперджете» было замещено порядка 40 систем и агрегатов. В числе нового оборудования – озоновые и кислородные системы, разработанные в Инжиниринговом химико-технологическом центре (ИХТЦ), созданном на базе Томского государственного университета.
– Раньше конвертеры озона и генераторы кислорода для высотных самолетов закупались за рубежом. А теперь наш ИХТЦ создал у себя эту технологию, – сообщил ранее в интервью «Интерфаксу» проректор ТГУ по научной и инновационной деятельности Александр Ворожцов.
Как отметил и.о. декана химического факультета ТГУ Алексей Князев, по международным правилам в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах – по два, в больших – от четырех до шести. Такие конвертеры ранее изготавливали только в США и Германии. В настоящее время томские специалисты успешно решили задачу создания собственных разработок. Производство конвертеров уже идет на площадке Инжинирингового химико-технологического центра ТГУ.
– Изначально планировалось, что будут выпущены конвертеры для 10-20 самолетов МС 21 и SuperJetNew. Сейчас с учетом ситуации планируется значительно увеличить их производство, и химики ТГУ готовы обеспечить «Ростех» необходимым количеством изделий, – уточнил Князев.
Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что полет «Суперджета» с российскими системами – это результат большого совместного труда конструкторской команды и заводского коллектива, которые в короткие для мировой авиационной отрасли сроки разработали, собрали и подняли фактически новый самолет.
– Это лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, в первую очередь самим себе, что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолеты самостоятельно, без привлечения импортных технологий. Следующие амбициозные задачи – сертифицировать самолет в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании, – подчеркнул Юрий Слюсарь.
Добавим, что разработка комплекса передовых отечественных цифровых и инженерных решений в интересах минимизации опасностей для граждан и общества ведется в Томском государственном университете в рамках стратегического проекта «Технологии безопасности» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Использованы цитаты и фото с сайта Минпромторга РФ