«Новая родина»: иностранцы рассказали, почему остались жить в Томске

Восемь студентов и аспирантов ТГУ стали героями специального проекта Tomsk.ru «Новая родина». В нем рассказывались истории иностранцев, которые приехали в Томск учиться и решили остаться. Среди причин – комфорт и уют небольшого университетского города, четыре ярких сезона, толерантность местных жителей – и возможность исследований по передовым научным темам. 

По итогам летней приемной кампании 2022 года заявления на обучения в томских вузах подали 4 258 иностранных абитуриентов. И как говорят участники проекта «Новая родина», мотивация для выбора Томска бывает разная. Например, биолог Химена Кальдерон из Эквадора узнала о Томском государственном университете, когда работала на Галапагосских островах и брала разные образовательные курсы на платформе «Coursera». Однажды в разделе «Экология» встретила курсы от Tomsk State University. 

«Мне очень понравились эти курсы, а я как раз искала, где продолжить обучение. Написала в вуз: а есть ли возможность пройти у вас магистерскую программу? Тогда в ТГУ работал профессор из Италии Роберто Гатти, он изучал, как виды приспосабливаются к меняющимся климатическим условиям. Он ответил мне, что да, можно. Рассказал про магистратуру по биоразнообразию, она оказалась очень хорошо скомплектована – была и биоинформатика, и генетика, все на английском языке. Плюс международные школы на Алтае, куда приезжал даже нобелевский лауреат – Терри Каллаган. Я проверила позиции ТГУ в международных рейтингах, они были высокими…». 

Химена Кальдерон_Эквадор_ТГУ.jpg
Выпускница ТГУ Химена Кальдерон, Эквадор

Фото с портала Tomsk.ru

Окончив магистратуру, Химена решила остаться в Томске в аспирантуре. Вместе с коллегами из Биологического института ТГУ она изучает актуальнейшую для всего мира тему – генетику малярийных комаров. 

Не все, конечно, приезжают в Томск с хорошим знанием русского. Например, Карлос Тизви из Зимбабве, живущий в Томск четыре года, приехал с багажом из двух фраз: «Извините, вы говорите по-английски?» и «Извините, я вас не понимаю». При этом поступать решил на русскоязычную программу физтеха ТГУ: на физико-техническом факультете была интересная ему специальность по мехатронике и робототехнике, но англоязычной версии у нее не было. 

Карлос Тизви_Зимбабве_ТГУ.jpg
Студент ФТФ ТГУ Карлос Тизви, Зимбабве

Фото с портала Tomsk.ru

«Как ни странно, первую сессию я сдал без троек, – вспоминает Карлос. – Но это благодаря тому, что я никуда не ходил, не гулял – все время учился. Придумал свою систему: заранее узнавал тему, читал в интернете все определения на английском, потом на русском, потом еще раз на английском, потом учил финально на русском.
Сложнее всего дался экзамен по матанализу. Беру билет, отвечаю, преподаватели говорят: пока у тебя «хорошо», решаешь задачи хорошо, можешь на «пять»! Задавали и задавали дополнительные вопросы, пытались вытянуть, но все равно я не смог рассказать теорию так, чтобы прямо все было чисто. Потом к матанализу я готовился тщательнее всего – и на второй сессии получил свою пятерку». 

Отдаленность Томска, как выясняется, мало кого пугает. Например, Карлос Энрике Гарсия Серпас, сотрудник Инжинирингового химико-технологического центра ТГУ, переехавший семь лет назад из Сальвадора, рассказывает: именно в Томске было нужное ему образование по химической технологии и перспективы работать в отрасли. 

Карлос Серпас_Сальвадор_ТГУ.jpg
Сотрудник Инжинирингового химико-технологического центра ТГУ Карлос Энрике Гарсия Серпас, Сальвадор

Фото с портала Tomsk.ru

«В Сальвадоре я окончил бакалавриат как инженер-химик и стал искать, где продолжить профильное образование. У меня был богатый выбор, где учиться дальше: Япония, Англия, Штаты, Канада… У нас предлагаются бюджетные программы в иностранных вузах, но студент, чаще всего, обязан вернуться минимум на два года, чтобы применить на родине полученные знания. Конкретно в моем случае я хотел исключить это ограничение и оставить для себя открытыми все возможности профессионального и персонального развития. Как в дальнейшем история показала, это было верное решение: если на Родине я бы работал в производстве сахара, спирта и геотермальной электроэнергии, в России я проник в такие области, как ядерная, авиационная, пищевая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленности, выучил новый язык и нашел суть своей жизни в виде собственной семьи».

Американец Коул Кингсбери, ведущий научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики геолого-географического факультета ТГУ, говорит о еще одной важной причине – передвигаться по миру: 

«Моя философия: я живу только один раз, и путешествия – это способ сделать жизнь длиннее. По крайней мере, она кажется длиннее, когда ты получаешь очень разный опыт. Моя работа над древними вулканами (крупными магматическими провинциями) перенесла меня из канадской Арктики в западную часть Южной Африки, а теперь я сосредоточен на Сибири». 

Коул Кингсбери_США_ТГУ.jpg
Сотрудник ГГФ ТГУ Коул Кингсбери, США

Фото с портала Tomsk.ru

Все истории проекта можно прочитать в разделе «Связано по-томски. Новая родина» на портале Tomsk.ru