На площадке Томского государственного университета состоялась проектировочная сессия Регионального научного центра Российской академии образования в Сибирском федеральном округе. Мероприятие прошло в рамках международного форума «Преобразование образования». Ключевыми стали доклады экспертов ТГУ и НИУ ВШЭ о результатах масштабных исследований.
Целью лонгитюдного исследования под руководством заместителя директора Института образования ТГУ по научной деятельности Марии Абрамовой является изучение образовательных траекторий студента университета от поступления до выпуска и трудоустройства. Используя междисциплинарный подход – социологические опросы, психодиагностику и анализ административных данных, исследователи выявляют факторы, определяющие успешность и профессиональное самоопределение студентов.
– Результаты показывают, что студенты пилотных программ ТГУ демонстрируют более высокую удовлетворенность обучением, развитую карьерную идентичность и лучшую подготовленность к выходу на рынок труда, – подчеркивает Мария Абрамова.
Вячеслав Гойко, заведующий научно-исследовательской лабораторией прикладного анализа больших данных ТГУ, представил исследование, охватившее более 500 тысяч вакансий и 7 миллионов сообщений из университетских сообществ. Анализ данных позволил выстроить «пирамиду кадровых потребностей», которая наглядно демонстрирует системные вызовы – от доступного и современного образовательного фундамента до способности студентов к инновациям и созданию прорывных продуктов.
В рамках проектировочной сессии заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова отметила:
– Мы понимаем, что за новой моделью высшего образования на самом деле стоит другое представление о качестве образования, которое касается того, что наш выпускник должен лучше войти в процесс профессионализации и построения карьеры. Выпускник должен иметь фундаментальную и практикоориентированную подготовку, отвечать на задачи научно-технологического развития. В связи с этим технологические исследовательские компетенции становятся той базой, которая должна стать массовой для высшего образования.
Эксперты акцентируют внимание на необходимости перехода от оценки формальных результатов к анализу образовательного опыта, профессиональных намерений и реального вклада выпускников в развитие регионов.
Эта работа, как отмечает и директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, требует развития панельных и лонгитюдных исследований, мониторинга образовательного опыта студентов, преподавательских практик и анализа данных рынка труда:
– Очень важно, конечно, смотреть и на то, что будет дальше с теми, кто выходит из системы образования: как складываются их траектории, как рынок труда оценивает качество образования выпускников, как в целом меняется запрос и содержание программ высшего образования в этих новых реалиях.
Эксперты ТГУ и НИУ ВШЭ разработали программу дополнительного образования, которая призвана помочь вузам системно подойти к анализу и изменению образовательных программ в процессе трансформации образовательной деятельности.
Проведенная сессия подтвердила роль Томского государственного университета как ведущего экспертного центра и площадки для проектирования и представления конкретных решений по обновлению российской системы высшего образования.