Беспилотная авиация – область, в которой сейчас наблюдается самое динамичное развитие. Для Томского государственного университета исследования, связанные с БАС, – одно из ключевых направлений. Генеральный директор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий, посетивший ТГУ, рассказал в интервью университетской газете Alma Mater, какие специалисты нужны отрасли, почему технологи БАС в России на вес золота, какой вклад ученые и студенты ТГУ могут сделать в развитие сферы беспилотников и почему без фундаментальных знаний не может быть новых интересных решений.
СКОРОСТЬ – ЭТО ГЛАВНОЕ
– Алексей Владимирович, вы приехали в Томск на открытие НПЦ БАС Томской области и для участия в конференции ТГУ, посвященной беспилотникам. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Как всё прошло?
– Мне было очень интересно увидеть своими глазами томский НПЦ, который удалось создать в очень короткие сроки. Мне кажется, если мы в России научились решать такие сложные задачи оперативно, – это очень хороший знак. Скорость сейчас – определяющий показатель, в мире кто быстрее сделает, тот и молодец. Поэтому желаю вам не терять темп.
Если говорить о конференции, могу отметить, что в Томске всегда приятная атмосфера. Коллеги обсуждали, безусловно, важные вопросы для развития нашей отрасли: как создавать новые точки притяжения, какие программы и эксперименты необходимы этой сфере. Томская область очень хорошо подходит для проведения масштабных инфраструктурных экспериментов. В европейской части России сложно найти территорию, где можно размахнуться с тестированием и применением технологий, – кругом предприятия, населенные пункты, бесконечные ЛЭП и так далее. Томская область в этом смысле гораздо свободнее от ограничений.

КАДРЫ В ОСТРОМ ДЕФИЦИТЕ
– Алексей Владимирович, скажите, вам как производственникам и вашей отрасли что дает наука? Какие вопросы производители не могут закрыть без науки?
– С наукой, на самом деле, сложно. Приведу пример. В Петербурге есть Академический университет, который создавал Жорес Иванович Алфёров, и у них одно из направлений – создание микроэлектроники: технологии выращивания кристаллов, работа с кристаллическими решетками, новые материалы для микроэлектронных изделий. Мы встретились, чтобы обсудить сотрудничество, и в ходе разговора поняли, что между нами не хватает одного звена, превращающего технологию в микросхему, которой мы сможем пользоваться. В Томске такая задача решается, например, «Микраном», который научные разработки превращает в конечные изделия.
Если говорить о взаимодействии с университетами, то сейчас мы больше смотрим на них как на источник кадров. Для нас очень важна база, фундаментальные знания, которые даются в области точных наук, в первую очередь, математики и физики. Поэтому наш основной запрос не столько в том, чтобы заказать НИР, сколько в привлечении студентов, использовании их потенциала в решении наших прикладных задач. Ценность фундаментальных знаний заключается еще и в том, что они позволяют создавать новое. Ведь есть два пути, по которым можно пойти.
Первый – скопировать уже готовое решение и считать, что задача выполнена. А можно разобраться и сделать заново, практически с нуля. Это самое ценное, когда люди разбираются в принципах функционирования. Тогда, создавая какое-то решение, вы можете понять, почему оно получилось именно таким, почему оно так работает и что делать, если оно не работает. Повторять чужое, конечно, можно, и это полезно на этапе обучения. Но если вы хотите какому-то продукту обеспечить преимущества, нужно погружаться достаточно глубоко. На поверхности такие вещи не лежат.
– Можно ли оценить потребность в кадрах для рынка БАС?
– Центр компетенций по БАС «Университета 2035» собирал эти данные с компаний-производителей и выяснил, что сейчас не хватает порядка 26 тысяч специалистов в области разработки, производства и эксплуатации БАС.
Могу сказать о ситуации в Петербурге. Здесь есть кластер производителей и разработчиков беспилотников. Сейчас все компании активно ищут кадры, причем, кадры как производственные, так и инженерно-технические. Для нашей компании, например, это сейчас отдельный вызов. Мы активно развиваем космическое направление, занимаемся малыми космическими аппаратами. В конструкторском бюро по космосу сейчас работает порядка 40 человек. И мы видим по текущим задачам, что требуется увеличить штат как минимум в полтора раза.
Где искать этих людей? Мы надеемся найти их в вузах, в том числе в ТГУ на ваших технических факультетах.

– ГК «Геоскан» является промышленным партнером ТГУ, вы сотрудничаете с нашими учеными и берете студентов на практику. Планируется ли расширение сотрудничества?
– Мы обсуждаем с факультетом инновационных технологий идею создания студенческого конструкторского бюро. Сейчас мы формируем партнерскую сеть по стране. Ваши студенты в этом КБ могли бы решать технические задачи для «Геоскана» и к окончанию университета иметь двух-трехлетний практический опыт, что существенно повысит их востребованность на рынке труда.
Возможно, это будет сервисный центр, где пользователи техники «Геоскана» смогут проходить диагностику и ремонт техники. Пока мы ведем диалог и решаем, какой вариант сотрудничества будет оптимальным для нас и ТГУ.
СВОЙ ПУТЬ
– Ключевая задача, которая стоит сегодня перед учеными и промышленниками – создание и внедрение отечественных решений в стремлении к технологическому суверенитету. Можно ли на данный момент сказать, что в России удалось достичь этой независимости в области БАС?
– Если говорить о том, можем ли мы сами разработать и собрать беспилотник, – да. Может ли он при этом быть полностью из отечественных комплектующих? Пока нет. Основное ограничение – в отсутствии необходимой отечественной ЭКБ (контроллеров, процессоров, памяти и тому подобное). Можно говорить о том, что мы достигаем суверенитета в разработке техники, но пока остаемся зависимы от комплектующих. Отдельно хочу сказать о производстве, которое в случае малых беспилотников оказывается довольно похожим на производство потребительской электроники.
У нас в стране есть сборочные предприятия, которые занимаются выпуском стиральных машин, телевизоров, ноутбуков и так далее, но во многих случаях они являются «калькой» зарубежных предприятий. То есть производство выстраивалось по готовой отлаженной зарубежной технологии: сюда привезли все процессы, процедуры, нормы, документацию и запустили под руководством сопровождающей компании. Мы не можем пойти по такому пути. Мы продолжаем создавать новые уникальные продукты, и под каждый нужно выстраивать производственный цикл. А затем работать над его оптимизацией, повышать эффективность производства, технологичность самой продукции.
Кстати, я сказал про технологичность, а технологов-то в нашей сфере почти нет. Это общая проблема – очень острый дефицит. Одна из причин заключается в том, что сфера БАС сама по себе достаточно новая. Специалисты, которые работают в «большой» авиации, нам не подходят: слишком большая разница в конструкциях между большими пилотируемыми машинами и нашими «игрушками». В итоге, как правило, технолог – это в хорошем смысле несостоявшийся конструктор, на определенном этапе решивший изменить свое направление профессионального роста. Именно этот человек знает не только как нужно проектировать, но и как делать это таким образом, чтобы конструкция была оптимальной для сборки. Ведь проблемы возникают именно при производстве больших серий, когда выясняется, что что-то очень неудобно прикручивать, припаивать и так далее, потому что разработчик об этом не думал. Перед ним стояла другая задача – чтобы это «взлетело». А технологи – эксперты в области масштабирования, и именно они сейчас критично нужны на производстве БАС.

– Сейчас в рамках пилотного проекта, в котором участвует ТГУ, создается много новых программ с промышленными партнерами. Наверное, такую программу можно сделать и для подготовки технологов БАС? Но в этом должны участвовать люди с производства.
– Да, действительно, если мы хотим, чтобы их кто-то готовил, надо рассказать, как это делать. Для этого нам нужно, прежде всего, внутри провести серьезную работу, потратить время. Именно его нам крайне не хватает для того, чтобы участвовать в формировании программы, а в идеале – и в преподавании. Вместе с тем возможен такой вариант, как приглашение на производство представителя университета, который «поживет» у нас месяц-два, вникнет во все процессы и будет смотреть на них нашими глазами. Это важно для того, чтобы написать правильное методическое пособие для новой программы, которая позволит готовить столь необходимых специалистов для развития российской отрасли БАС.
– Алексей Владимирович, в завершение нашего разговора еще один вопрос: в каких сферах применение БАС особенно важно?
– Одним из наиболее значимых для всего человечества направлением применения беспилотников является оцифровка объектов культурного наследия. Реалистичные 3D-модели важных исторических объектов с высокой степенью детализации становятся надежными помощниками реставраторов, позволяют виртуально осмотреть памятники культуры и сохранить память о них для потомков.
Чтобы сделать их доступными каждому, «Геоскан» в начале года запустил портал «3D-наследие: сохраняя культуру». На портале https://heritage3d.ru размещены цифровые копии исторических памятников. Библиотека проекта сегодня насчитывает 27 объектов из разных стран и может пополняться при участии вузов, научных учреждений и энтузиастов отрасли БАС. Разумеется, коллеги из Томской области могут тоже внести свой вклад.