Учебный центр Научной бибилиотеки Томского госуниверситета на форуме «Университетская библиотека: так можно» представил текущие итоги двух обучающих программ: «Библиотекарь будущего: от буквы до цифры» и «Создание чат-бота во «ВКонтакте» и Telegram». Обе программы имеют важную особенность – они практикоориентированны, а значит, будут применяться как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни. Это дает возможность выходить с ними на самую широкую аудиторию – за рамками компетенций, традиционно воспринимаемых как библиотечные.
«Так можно» – это призыв университетских библиотек внедрять новые форматы работы, услуги и сервисы для пользователей, закладывать новые смыслы в совместные проекты и исследования, создавать эффективные коллаборации, усиливать профессиональное сообщество. Цель форума – объединить на профессиональной площадке руководителей, специалистов библиотек, экспертов, партнеров, студентов для обсуждения острых вопросов и актуальных задач библиотек, обмена опытом и знаниями.
Директор Учебного центра НБ ТГУ Вячеслав Шуберт в ходе форума рассказал о двух программах повышения квалификации: «Библиотекарь будущего: от буквы до цифры» для федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» и «Создание чат-бота во «ВКонтакте» и Telegram» для сотрудников ТГУ.
Первая программа – это бесплатное практикоориентированное повышение квалификации с помощью в трудоустройстве или с оформлением занятости. Она реализуется в рамках федерального проекта «Содействие занятости» и направлена на большую внешнюю аудиторию – и библиотекарей-профессионалов, и людей, которые стремятся ими стать. Чтобы программа была востребованной уже на начальном уровне и организаторы могли подобрать себе подходящую аудиторию, авторы исходили из того, что темы разделов потенциально могут пригодиться в работе, но при этом не всегда касаются традиционных библиотечных процессов.
За 2021–2023 годы обучение по ней прошли более 1 000 человек из Ивановской, Самарской, Волгоградской, Новгородской, Томской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Крым. Основная аудитория – женщины пенсионного и предпенсионного возраста, сотрудники сельских и городских библиотек. Объем программы рассчитан на 144 часа, включая 24 часа онлайн-стажировки на базе Научной библиотеки ТГУ.
В основе программы лежат четыре больших блока: основы библиотечной отрасли в России и мире, создание визуальных услуг библиотеки, маркетинговые и социальные коммуникации библиотеки, современные подходы к планированию и управлению библиотечной деятельностью. Результатом трех последних блоков является создание готового продукта, который будет использован в профессиональной деятельности.
– Например, слушатели готовят афиши для мероприятий, которые уже состоялись к моменту защиты, а затем получают и анализируют обратную связь от пользователей. В некоторых библиотеках не было собственных сайтов, а благодаря обучению по программе «Библиотекарь будущего» сотрудники смогли их создать и наполнить различного рода информацией, включая даже виртуальные выставки. Кроме того, мы помогаем людям искать дополнительное грантовое финансирование, потому что одно из направлений обучения – ведение проектной деятельности, – рассказал Вячеслав Шуберт.
Вторая программа касается создания чат-бота во «ВКонтакте» и Telegram. Изначально она была разработана для библиотекарей-профессионалов, но получила реализацию и в качестве обучающей для сотрудников Томского госуниверситета. В течение 2023 года обучение по этой программе прошли 25 сотрудников ТГУ.
– Как правило, библиотеки знакомят сотрудников с различными библиотечными вещами: работой с каталогами, базами данных, но мы решили подойти с позиций IT и посмотреть, какой будет отклик. По нашему предположению, программа могла стать интересной, прежде всего, людям, близким к сфере IT. Но в итоге она вызвала интерес у гораздо более широкого спектра сотрудников, в основном, гуманитарного направления, – от ассистента кафедры до профессора, – привел подробности Вячеслав Шуберт.
Итоговые работы слушателей были самыми разными. Например, некоторые чат-боты помогали отвечать на часто задаваемые вопросы студентов по расписанию занятий и иным учебным делам или помогали подобрать продукты питания. В дальнейшем НБ ТГУ рассчитывает выйти с этой программой на новую аудиторию и обучать школьников, учитывая рост популярности подобных продуктов в этой среде.
Для справки: Организаторами форума «Университетская библиотека: так можно» стали Научная библиотека ТГУ и Научно-техническая библиотека ТПУ. Мероприятие прошло с 18 по 22 сентября в Томске в рамках программы празднования 145-летия со дня основания Томского государственного университета.
Томский государственный университет, наряду с РАНХиГС, является федеральным оператором проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Региональными партнерами ТГУ выступают около 150 ведущих вузов и образовательных организаций России. Проект «Содействие занятости» ориентирован на россиян, которые хотят устроиться на работу или сменить сферу деятельности. Всего по проекту бесплатное обучение успешно прошли свыше 168 тысяч человек, 75% из них трудоустроены в течение года.