Молодежная политика: от постановки задачи к поиску решения

В ТГУ прошла проектная сессия по реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в Томском государственном университете. Участники обсудили 8 направлений работы с молодежью: науку, карьеру, культуру и творчество, спорт, волонтерство, гражданское и патриотическое воспитание, адаптацию, студенческое самоуправление. На сессии определялись направления молодежной политики, которые предлагается считать приоритетными для ТГУ, представлены проекты, которые будут формировать систему молодежной политики вуза в ближайший год. 

В сессии приняли участие деканы, их заместители по воспитательной работе, начальники управлений и служб, реализующих молодежную политику, студенты и аспиранты, которые предлагали свои проекты. 

DSC_9723_ректор ТГУ.jpg
Ректор ТГУ на проектной сессии

На заключительном пленарном заседании группы представляли результаты работы, экспертами были ректор ТГУ Эдуард Галажинский и представители ректората. 

– Молодежная политика – это мозаика, в которую вовлечено много людей, но вариант университета – создавать систему самоопределения человека через пробы, чтобы каждый студент мог прикоснуться к эковолонтерству, к гражданской науке, к самоуправлению, к патриотическим историям. И так создавать систему массового вовлечения, – отметил Эдуард Галажинский. – Но стержнем университета должна быть наука: если науку понимать как работу с неопределенностью, то сюда входит и лидерство, и готовность брать ответственность, и гражданская позиция, и экологическая ответственность за принятые решения. Уверен, что базово-фундаментальный замах должен объединять все активности университета, связанные с молодежной политикой. 

В течение дня участники сессии, разделившись на восемь групп, обсуждали различные аспекты «молодежки»: создание общеуниверситетской программы адаптации первокурсников, привлечение студентов к выполнению научных заказов, развитие патриотического направления и формирование карьерной грамотности. Каждая группа выстраивала дорожную карту по своему направлению, параллельно соотнося свои идеи с идеями других участников. 

Группа «Карьера» отметила растерянность студентов при поиске работы и предложила проекты по развитию карьерной грамотности и «длинной воли» (способности удерживать внимание длительное время даже без быстрого результата). Научная группа намерена активнее привлекать студентов к исследованиям и гражданской науке. Прозвучали идеи по организации патриотического лагеря, проекта по взаимодействию с выдающимися выпускниками, проектов по самоуправлению в университете и другие. 

Как отметил проректор ТГУ по воспитательной и социальной работе Сергей Кулижский, предварительная работа с разными целевыми группами велась в университете на протяжении 4 месяцев. На сессии к обсуждению присоединились не только профильные подразделения университета, но и студенты. Дальше работа будет продолжаться в самых разных форматах. 

– Молодежная политика в университете является интегральной, она пронизывает разные аспекты жизни вуза, поэтому крайне важно определять ее смысл и содержание, – подчеркнул модератор сессии, заведующий кафедрой социологии ФсФ Виталий Кашпур. – На сессии нашей задачей было не только собрать интересные проекты, но и выстроить ключевые характеристики молодого человека, которые он приобретает, учась в университете: участники выделяли альтруизм, уважение к традициям, творческую созидательность, ответственность за окружающий мир. 

DSC_9199_новый размер.jpg
Обсуждение в группах направлений молодежной политики в ТГУ

Эдуард Галажинский и первый проректор ТГУ Виктор Дёмин на начальном и заключительном пленарах особо отметили необходимость развития науки, исследований в области молодежной политики. ТГУ мог бы стать федеральным центром компетенций в этом направлении.

По итогам сессии в университете планируется сформировать единую систему молодежной политики, основанную на помощи в самоопределении студентов. 

Напомним, на государственном уровне вопрос совершенствования воспитательной работы в вузах сегодня имеет особое значение. Министерство науки и высшего образования РФ уделяет большое внимание выстраиванию системы воспитания в университетах и созданию инструментов регулирования этого направления.