На образовательной программе «Проводники смыслов. ДНК России» Томский государственный университет объединил 285 педагогов из Томска, Новосибирска и Омска. Представители высших учебных заведений обсудили в ТГУ роль преподавателя в достижении национальных целей и формировании ценностей у студентов. Среди главных задач программы – создание единой ценностно-воспитательной базы для всех педагогов страны. Проект реализуется при поддержке министерства науки и высшего образования Российской Федерации и федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь».
– «Большой Томск» – один из ключевых регионов не только в научно-образовательной, но и в молодёжной повестке, — написала в своём телеграм-канале заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, поблагодарив сотрудников университета за организацию мероприятия и приветствуя участников программы. – ТГУ на протяжении многих лет выступает оператором по целому ряду стратегических проектов. Это одна из пилотных площадок по программе «Организация работы с молодёжью».
Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский отметил важность разговора о смыслах, ведь они особенно актуальны в контексте реализации пилотного проекта по совершенствованию высшего образования в стране:
– При проектировании Императорского университета была заложена базовая идея – формирование личности, работа с её многомерным миром, с её определенными ценностями и способностями к развитию. Особенность университетской среды в том, что мы формируем человека и делаем его не только профессионалом, но и кем-то большим.
В открывающей мероприятие лекции Виктор Басюк, вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, академик РАО, обозначил цели и задачи вузов как ценностно-формирующего пространства, а также отметил, что уникальный почерк преподавателя – его индивидуальный подход и взаимодействие со студентами. Особое внимание уделил рефлексии и её важности в работе с людьми. По словам Виктора Стефановича, задача педагогов не просто дать знания и навыки, но ещё и активизировать развитие самосознания молодого человека.
– Когда мы говорим о цели воспитательной работы в вузе, то в моём понимании самая основная цель – это укрепление внутренней позиции личности как ценностного стержня или ядра личности через систему взаимодействия преподавателя и студента, направленного на развитие его самосознания, – сказал Виктор Басюк. – Миссия самого университета – организовать такую программу взаимодействия, чтобы молодой человек благодаря созданным вузом условиям и взаимодействию взрослого и подопечного на основе традиционных духовно-нравственных ценностей получал опыт, который давал бы ему способность правильного формирования общественного блага. Мы – социальная единица, и каждый человек – уникальная личность, которая должна идентифицировать себя с лучшим.
Обсуждая ценностно-мировоззренческую сферу образования, участники программы говорили о непрерывном процессе воспитания и смысле педагогической деятельности в жизненной траектории студента, переосмысляли подходы и методики в образовании, занимались разработкой ценностно ориентированных событий для студентов – проектов, направленных на патриотизм, идентичность, самоуправление и другие области, влияющие на развитие личности.
Главным итогом встречи стало создание общего поля методов воспитательной работы и ценностных смыслов в новой образовательной среде.
Отметим, что Томский государственный университет на протяжении почти 150 лет распространяет научное знание и формирует научную и образовательную повестку страны. ТГУ является одним из шести вузов-участников пилотного проекта по совершенствованию профессионального образования в России.
Так, пилотная программа магистратуры «Организация работы с молодёжью», разработанная Минобрнауки России совместно с Федеральным агентством по делам молодёжи на базе Томского государственного университета, призвана актуализировать форматы работы с молодежью и усилить воспитательную деятельность в университетах. В ней 25 участников – проректоры по молодёжной политике и воспитательной деятельности, начальники профильных управлений и заместители директоров филиалов вузов из разных регионов страны. Итоговый шестой модуль программы пройдёт в ТГУ в декабре.